Управляющий партнер компании Strategy Partner’s Group Александр Идрисов
О стратегии развития Омской области. Необходимых условиях успешности проекта. О том, как развитие экономики России влияет на Омскую область. Об инвестиционных сложностях нашего региона, а еще о том, кому уже помогла преодолеть экономические проблемы Strategy Partner’s Group.
В региональном правительстве 11 февраля прошла презентация стратегии развития Омской области на ближайшие 12 лет, которую разработала компания Strategy Partner’s Group. Двухчасовую речь управляющего партнера SPG Александра Идрисова слушали все, кто в ближайшие годы эту стратегию будет воплощать в жизнь: губернатор, министры, мэр Двораковский, спикер Заксобрания Варнавский, члены экспертного совета по стратегическому развитию. «Мы хотели назвать стратегию «чудом», но у нас – в России и так только чудеса. Поэтому назвали скромнее – «Сибирский лидер роста». Чтобы вывести регион из кризиса, обеспечить ежегодный 5-процентный промышленный рост Омской области, придется совершить почти чудо – перейти к мировым стандартам производства и управления. «Мы должны быть амбициозными», – сказал один из руководителей компании, которая имеет за плечами опыт «вытаскивания» самых депрессивных регионов России и Казахстана. Падают цены на нефть, в области меняется власть – и реализация стратегии не принесет результатов. Об этом тоже предупредил Идрисов. Но о самом большом препятствии он рассказал еще в декабре в эфире омского ТВ: «Самая большая проблема, которая у нас есть и в Омской области, и в России – это неверие в самих себя, у нас абсолютно пассивным стало население».
Итак, на страницах «СуперОмска» Александр Идрисов рассуждает о стратегии развития Омской области.
О трех уровнях планирования
— Компания разработала три уровня планирования: стратегическое видение (сценарий развития области), ключевые стратегические направления развития (точки роста), механизмы реализации стратегии (институты, структуры, которые мы предлагаем создать, чтобы реализовать стратегию). Сначала мы хотели назвать стратегию «чудом», но потом решили, что у нас в стране и так только одни чудеса происходят, и назвали скромнее – «Сибирский лидер роста».
О главных целях развития области
— Мы видим три группы целей, которые должны быть достигнуты при развитии региона. Первая – рост конкурентоспособности, повышение производительности труда, увеличение экспорта, привлечение инвестиций. Вторая – улучшение качества жизни, рост уровня доходов населения и создание благоприятных условий для жизни. Как мы и предполагали, главная проблема населения в области – это отсутствие качественной работы. Соответственно, создание новых высококвалифицированных рабочих мест является приоритетом. Президент тоже подтвердил это на последнем госсовете. Третья группа целей связана с повышением эффективности работы правительства. У нас ресурсы есть, люди есть, но живем мы плохо и бедно, и вызвано это в первую очередь тем, что мы плохо управляем своими ресурсами.
Какие отрасли экономики надо развивать
— Были выделены четыре высокотехнологичных кластера: сектор высокотехнологичных компонентов и систем – это все, что связано с ВПК, машиностроением и радиоэлектроникой, агропищевой кластер, продукты из древесины и нефтехимия. Сразу хочу ответить на вопрос, почему не придумали ничего сверхъестественного. Набор секторов в мире ограничен. Можно, конечно, сделать космический туризм из Омской области, но нужно выбирать те сектора, которые обеспечат максимальный потенциал роста экономики. Нужно быть прагматичными.
О сценариях развития экономики России и их влиянии на Омскую область
— Развитие Омской области зависит от сценариев развития России. Как вы помните, на Всемирном экономическом форуме были заявлены три пессимистических сценария развития страны. Почти 90% участников проголосовало за то, что власть в России неэффективна.
Сейчас два основных сценарных условия – конъюнктура мирового рынка на энергоносители (цен на нефть), качество институциональной среды РФ (проблемы с коррупцией и неэффективностью власти) от областных властей не зависят. Не в вашей власти управлять ценами на нефть и правительством РФ. Есть пессимистический сценарий – будет и там, и там плохо, в таком случае мы будем выживать. Если за баррель будут давать меньше $100, то у России уже не хватит денег на развитие. Есть оптимистический сценарий: и правительство станет работать эффективно, и конъюнктура мирового рынка приведет к тому, чтобы у нас бюджет сходился. Если цена на нефть упадет, даже если произойдет трансформация институтов, все равно будет кризис. Потому что у нас огромная часть экономики зависит от госзаказа, у нас госкорпорации занимают большую часть экономики.
Мы проработали все варианты, но в своих прогнозах опираемся на базовый сценарий: цена на нефть высокая, но институты не успеют трансформироваться за период вашей политической жизни. В этом сценарии среднесрочные цены на нефть высокие, рост мировой экономики устойчивый, коррупция не снижается, качество российской системы здравоохранения и образования снижается, и Россия остается страной с высокой степенью политических рисков. Наша сверхзадача – стать такой Омской областью, которая может защитить инвесторов, если возникнут проблемы.
О инвестиционных сложностях в Омской области
— В рамках этого сценария вы можете обеспечить 5% роста производства в год. Это выше в два раза, чем экономика России, но это реально. В ближайшие два года нам нужно обеспечить пик инвестиций. Динамично развивающиеся регионы России привлекают около $1 млрд. Мы понимаем, что в Омскую область сложнее привести инвестиции, но нужно ставить перед собой амбициозную цель – до полумиллиарда долларов в год. В перспективе возможно будет сократить дефицит бюджета.
О необходимости изменения структуры управления регионом
— Нам не хотелось бы вносить смуту и что-то менять, но я могу сказать свое мнение: структура правительства может быть легче и меньше существенно и проще. Это политическое решение, и принимать его сейчас я бы не рекомендовал. Но в течение двух лет я бы посоветовал перейти на совершенно облегченную структуру. Столько людей не нужно, чтобы управлять этим – надо работать руками, а не ходить на совещания. К сожалению, у нас это общая болезнь в стане – у вас огромное количество времени отнимают совещания. А вам нужно каждый день встречаться с инвесторами. Из 20 инвесторов, с кем вы встретитесь, один согласится прийти в область, это будет большой успех.
Необходим такой инструмент, как проектный офис на уровне правительства и на уровне министерств. У нас много межведомственной координации, а кто-то должен брать сквозной проект и вести его до конца. Необходимо создать сеть исполнительных организаций – агентств. Они должны быть более гибкими, коммерчески сфокусированными на результат, иметь свои права и заниматься ежедневной работой. Также должен быть создан совет по конкурентоспособности: в него должны войти ведущие предприниматели региона и вменяемые преподаватели местных вузов. Этот инструмент будет работать и как советник, и как конструктивный критик.
О контроле за выполнением стратегии и ответственности чиновников
— У нас существует крупная проблема управления результатами. Каждый пункт программы развития должен быть обеспечен четкими показателями, и каждый человек, который отвечает за эти показатели, должен вознаграждаться или наказываться за неисполнение.
Хочу подчеркнуть, что все министры должны получить в свой контракт – листочек, который за границей называется перфоманс-контракт, а у нас контракт по эффективности. В нем должны быть написаны показатели, которые человек принял на себя для исполнения как министр. Он должен отчитываться по ним регулярно, ежеквартально. Это нужно сделать обязательно, срочно.
В итоге у нас получается три формы отчета: ключевые показатели эффективности, основные направления деятельности, показатели работы министерств и ведомств, показатели эффективности целевых программ. И три отчетных документа: доклад о результатах стратегии (губернатор отчитывается), доклад о результатах деятельности министерств, доклад об исполнении программ конкретными проджект-менеджерами, исполнителями программ.
О том, для чего региону нужна стратегия
— Хотелось бы ответить, зачем нужна стратегия. Сейчас возникает множество инициатив и в администрацию приходят предложения от населения, от предпринимателей, от думы. Эти предложения должны быть рассмотрены через призму: во-первых, насколько это соответствует стратегическим приоритетам, второе – реализуемо ли это с точки зрения ограничений ресурсов, правовых ограничений. Вы получаете возможность правильно структурировать поток, выделять из него хорошие идеи. Если приоритеты определены, вам легче формировать ваш бюджет. Вы же понимаете, что вашего бюджета не хватит на все.
О том, что советует Идрисов критикам своего проекта
— Мы делали стратегию для Томской, Нижегородской, Калужской областей, Татарстана. Ваши соседи – самая плохая область Казахстана – Джамбульская имеет первое место по росту в этом году. Чтобы я долго не отвечал, чего мы уже добились, я советую вам вот что сделать. Приезжайте на следующий Красноярский форум, он начнется на этой неделе. Туда приедут несколько губернаторов, которым я делал стратегию. Возьмите и с ними поговорите. Они вам в глаза скажут, помогли им наши разработки или нет.
Источник: www.superomsk.ru