
Как известно, в мировой практике при формировании правительств исходят из двух принципов: наличие в его составе талантливых профессионалов – технократов и известнейших опытных политиков. Возьмем, к примеру, правительство Обамы. Здесь присутствуют и технократы: Стивен Чу – министр энергетики, лауреат Нобелевской премии по физике, Тимоти Гайтнер — министр финансов, крупнейший специалист по международной торговле и финансам и известные политики: Хиллари Клинтон сенатор от штата Нью-Йорк, Джанета Наполитана – секретарь Департамента Национальной безопасности, губернатор штата Аризона и др. Всего в правительстве Обамы 6 бывших губернаторов и 2 сенатора.
Своеобразные принципы сложились при формировании Госсовет — правительства Китая. Их можно назвать партийно-технократическими. Большинство вице-премьеров и министров работали в провинциях первыми секретарями КПК или губернаторами. В марте 2008 года был практически полностью обновлен состав правительства, которое возглавил Ван Дзябао. Но тогда на сессии ВСНП было объявлено, что в 2013 году на смену ему придет Ли Кэуян, член Политбюро ЦК КПК. На смену нынешнему председателю Ху Цзиньтао в 2013 году придет Си Цзиньпинь, член Политбюро, секретарь ЦК КПК. А говорят в Китае нет демократии.
Однако, вернемся в Россию. При ельцинском нестабильном режиме трудно говорить о каких-то принципах в формировании правительства. Шла настоящая чехарда глав кабинета. Только в 1998-1999 гг. премьер-министрами были С.В.Кириенко, В.С.Черномырдин, Е.М.Примаков, С.В.Степашин, В.В.Путин. За восемь лет реформ сменилось столько же министров финансов.
С приходом во власть Путина обозначилось новое регионально-клановое направление в формирования членов правительства с продвижением в управление в первую очередь знакомых и сослуживцев. Силовикам здесь отдавалось предпочтенье. При этом профессионально деловые качества назначаемых лиц оттеснялись на второй план. На первую позицию выдвигалась преданность президенту. Хронологически это выглядело так. В первом правительстве Путина агропромовец Щербак уступил место железнодорожнику Гордееву, а через десять лет Минсельхоз возглавила врач-терапевт Скрынник . В правительстве Касьянова опытного экономиста Шаповольянца заменил неизвестный в Москве юрист Греф. В марте 2001 года генерал армии Сергеев ушел в отставку, а министерство обороны возглавил филолог-переводчик Иванов С.Б., служивший ранее в СВР. В последующем это место займет опытный специалист по торговле мебелью Сердюков. В это же время милицейский генерал-полковник Рушайло В.Б был заменен радиоинженером Грызловым. Академик РАМН, генерал-полковник медицинской службы Воробьев уступил свое кресло неизвестно откуда взявшемуся банкиру Зурабову. После него продолжает оказывать медицинскую помощь населению специалист по бюджету Голикова.
За 12 лет правления Путина в правительство не вошли ни выдающиеся технократы, ни известные и признанные ученые, определяющие дальнейшее развитие науки и техники или руководители крупнейших корпораций, ни выдающиеся политики. Приглашались на должность министров посредственные «середнячки». Складывается впечатление, что Путин и Медведев боятся привлекать к работе в правительство выдающихся личностей. Не поэтому ли РАН все эти годы отодвинута на задний план от практических дел в стране? Науку посадили на голодный паек. Ее наполовину заменили Чубайсом. А Кремль обслуживает уже двадцать лет монопольное экспертное сообщество в лице Ясина, Мау, Кузьминова.
Нынешнее правительство юристов, филологов и экономистов уже исчерпало свои возможности и доказала свою несостоятельность. Из 26 членов правительства можно по пальцам пересчитать министров, имеющих инженерно — техническое образование. В то же время в правительстве можно создавать юридическую ассоциацию, а за одно и питерское землячество. В Белом доме на высоких правительственных постах работает свыше 40 выходцев из города на Неве.
Проведенные Медведевым предновогоднии «рокировки» между высшими чинами Белого дома и Кремля и наоборот, практически не изменили сложившийся непрофессионализм в путинской команде. Ни Рогозина, ни Суркова никак нельзя отнести к технократической элите, они известные гуманитарии.
И последнее. В правительстве существуют уже много лет устойчивые родственные связи. О этом пишут почти каждый день. А руководство страны, видимо, считает, что это развлекаловка прессы и ее можно пропустить мимо ушей. А в чем же тогда выражается борьба с коррупцией? Самое удивительное, что в стране, где 30 миллионов находятся в бедственном, нищенском состоянии, высшие чиновники в открытую гордятся тем, что они имеют 5-6 люксовских сверхмодных автомобилей, обладают огромной недвижимостью в Австрии или Лондоне, сотнями гектаров лучших земель. А как обогатились жены наших руководителей за последние пять лет? Уважаемым леди Шуваловой, Шойгу, Зайковой, Козак, Дворкович (Рустамовой), Сурковой (Дубовицкой) и многим другим я не завидую, и говорю: перестаньте перекладывать на свои плечи праведно или неправедно нажитое богатство ваших мужей. Пусть они возьмут на себя этот грех!
Владимир Новосельцев









