Сергей Кара-Мурза, политолог, историк
Наше общество оказалось слишком инерционным. Если развитие нашего государства пойдет по идеократическому сценарию, то «Народный фронт» неизбежно станет политической партией, аналогичной КПСС. Активизации «Народного фронта» должен предшествовать очень большой кризис. Такая организация – это социальная база для нового бюрократического аппарата.
«СуперОмск» продолжает серию «фронтовых интервью». Нашими собеседниками уже были Сергей Митрофанов, Александр Дугин и Степан Бонковский. Разные мнения как следствие разных политических пристрастий и мировоззренческих концепций. Надеюсь, что в ближайшее время свою точку зрения на страницах нашего издания изложат Гейдар Джемаль и Александр Артемов (последний дал твердое обещание сделать это в ближайшее время). Сегодня своими соображениями относительно усиленно продвигаемого Владимиром Путиным «Народного фронта» делится известный писатель, публицист, политолог Сергей Кара-Мурза. Не без удовольствия замечу, что это эксклюзивное интервью, данное лично мне, Сергею Прудникову, ведущему рубрики «Есть мнение». Итак, Сергей Кара-Мурза отвечает на мои вопросы.
-Для чего Путину «Народный фронт»?
Сергей Кара-Мурза: Путин ищет новые формы. По всем данным партийная система людьми отвергается. Что либералы, что державники, и левые и правые, так и не сумели выработать какую-то свою политическую платформу. «Единая Россия» на этом фоне выглядит даже солидно, она хотя бы не использует втемную протестные настроения людей. Хотя предложить что-то конструктивное тоже не может. «Народный фронт» – это поиск Путиным новых форм. Наше общество оказалось слишком инерционным. Построить гражданское общество с работающей многопартийной системой просто не получилось.
— Всему виной наша имманентная соборность?
Сергей Кара-Мурза: Может, не столько имманентная, сколько инерционная. Опыт широкого общественного движения в новейшей России уже был. Это партия «Родина» Дмитрия Рогозина. Это было, по сути, опереться на широкие общественные слои. Правда, эту партию быстро прихлопнули. Аналогичные попытки опереться на широкие общественные слои неоднократно делались на Западе, правда, с разной степенью успешности. В Испании, например, такая попытка потерпела относительную неудачу. Во Франции, наоборот, эта попытка блестяще удалась. По сути, не партией в ее классическом понимании была сначала ВКПБ, а потом КПСС. По большому счету это был союз разнородных политических групп. Именно поэтому КПСС оказалась такой неустойчивой в момент крушения Советского Союза. Она просто рассыпалась.
— Реанимация СССР через «Народный фронт»?
Сергей Кара-Мурза: Если развитие нашего государства пойдет по такому харизматическому идеократическому сценарию, то «Народный фронт» неизбежно станет политической партией, аналогичной КПСС. Хотя в этой связи ожидать возрождения Советского Союза тоже не стоит. Но если все-таки Россия пойдет по либеральному пути развития, то «Народный фронт», и это тоже неизбежно, распадется на противоборствующие политические партии.
— «НФ» может стать силой, аналогичной опричине Ивана Грозного, или Ленинским призывом Сталина?
Сергей Кара-Мурза: Или хунвейбинами, как в Китае. Этому должен предшествовать очень большой кризис. И опричина, и Ленинский призыв были ответом на гражданские войны. Грозный добивался абсолютизма в войне с боярами, Сталин создавал собственный административный аппарат из почти миллиона демобилизованных красных командиров. И тоже на фоне войны с Троцким. Это была социальная база реформ. Но, полагаю, наши лидеры умудрятся пройти мягче, без радикализма. У нашей власти просто нет мессианской идеи, какая была у Грозного и Сталина.
— На каких условиях Сергей Кара-Мурза мог бы сотрудничать с «Народным фронтом» или даже войти в него?
Сергей Кара-Мурза: Разумеется, это не исключено. Может, только в силу возраста я не гожусь на роль активного агитатора. Мне, пожалуй, в этом случае ближе роль врача, который дает советы и лечит даже в том случае, если пациент ему мало симпатичен.
Сергей Прудников.
© 2013, www.superomsk.ru