Павел Кручинский: «Для меня работа в мэрии – это проектная задача»
Сегодня в нашей рубрике "Полдень в "Европе" экс-президент Омского областного Союза предпринимателей, а ныне директор департамента городской экономической политики Павел Кручинский поделился с Омскпресс своими взглядами на бизнес и "говорящую" фамилию.:
Омскпресс: Ваши политические амбиции, насколько они распространяются широко-далеко? Почему оставили "Миэль" и предпочли должность в мэрии?
Павел Кручинский: В вопросе амбиций я бы сделал небольшую поправку. Амбиции, на мой взгляд, присущи таким юношам, которые "бьют копытом" для того, чтобы всем доказать, что они что-то могут. Вот, у них полно амбиций. А если посмотреть на мой стаж работы предпринимательский и общественный, то для меня сегодня важен немного другой аспект. Не доказать, какой я тут крутой и фамилия у меня такая, а повлиять на то, чтобы были посевы каких-то новых проектов и взаимоотношений. Не важно, буду ли я собирать урожай или кто-то после меня, а важно, чтобы это были необратимые процессы. Может быть, я метафорически выражаюсь, но искренне считаю, — если бы каждый чиновник на своем посту заботился о том, к каким результатам приведут его действия, мы бы жили по-другому. Я сейчас не идеализирую себя, а просто, ну, как-то трепетно отношусь к тому, что делает департамент, к тому, что делается в других структурных подразделениях. Мне это небезразлично. Поэтому для меня важен такой проектный подход. Для меня работа в мэрии — это проектная задача, которую я стараюсь максимально осуществить, реализовать те свои мысли, которые создавали бы благодатную почву для развития бизнеса, для развития экономики в нашем мегаполисе.
ОП: Как Вы, как бывший глава агентства недвижимости, относитесь к текущей ситуации с застройкой города? Как соблюсти интересы бизнеса и не нарушить облик города?
ПК: Это на самом деле очень глобальный вопрос, можно целое интервью на этом построить. Но если говорить так в общем в отношении застройки города, я бы сделал несколько акцентов.
Город Омск – это наш общий дом. Вот, представим себе свой дом. Если мы хотим навести в нем порядок, то мы собираем семейный совет, обсуждаем, как и что сделать. Если кто-то поставит этажерку посреди прихожей, думаю, это никому не понравится. Здесь то же самое. Если мы говорим о городе как о системе, где визуально, с точки зрения экстерьеров, те объекты, которые появляются, должны радовать глаз, то, на мой взгляд, здесь нужно, чтобы работали профессионалы, которые предлагают, и некая общественность – семья: «Папа предложил поставить этажерку сюда, а давайте мы ее чуть сдвинем, и всех это устраивает». И поехали, и всем радостно от того, что двигают мебель. Иногда это вызывает очень большой азарт в семье. То же самое, я думаю, относится и к появлению каких-либо объектов: если они не пройдут процедуру общественного обсуждения, это может вызвать недоразумения.
Второй момент, честно скажу, поскольку часто приходится бывать в командировках, — Омск сегодня не избалован какими-то новыми архитектурными изюминками. И если не говорить о столицах: о Москве и Санкт-Петербурге, а говорить, например, о Тюмени, Барнауле, Новосибирске, то там сегодня стремительными темпами появляются новые объекты, органично и красиво вписывающиеся в окружающее пространство. Кстати в этом отношении я бы больше покритиковал Екатеринбург, чем Омск – в Омске как-то мы смогли, слава Богу, сохранить историческое лицо, а там его потеряли за счет слишком быстрой реновации, и инвестиции свое дело сделали. За деньгиможно купить хоть черта, как говорится, поэтому в этой части я скажу: хорошо, что у нас более строгие правила. С другой стороны, Омску не хватает проектного взгляда на перспективу. У нас должны быть зарезервированы территории под бизнес-центр, так называемый CityOmsk с его деловой частью, нам надо более продуманно подойти к строительству многоэтажных домов. К сожалению, у нас сейчас нет резерваций как таковых, а рано или поздно вопрос, например, о деловом центре встанет ребром. И уже сегодня мы должны формировать эту территорию, которая задаст, в том числе, и экономический толчок городу. И я вижу, что это, в том числе, и часть моей задачи.
ОП: Что Вы думаете по поводу внешних экспертов, которых у нас любят привлекать?
ПК: Свежий взгляд со стороны на традиционные и, казалось бы, устоявшиеся аспекты всегда необходим. Если мы говорим, что у нас в Омске нет специалистов, ну, может быть, не хватает уже современного, я бы даже сказал, осовремененного взгляда. То нам надо привлекать специалистов со стороны. Потому что генеральный план, который утверждался какое-то время назад, с точки зрения технического задания, был сформирован в тех условиях. Сегодня город должен быть более открытым. Поэтому тут нужно подключать и экспертное местное сообщество, и не нужно чураться оценки внешних экспертов, потому что существует эффект "замыленного" взгляда, когда вот это бы уже надо поменять, вот это… А привыкли и, вроде, нормально. Иногда свежий взгляд со стороны лучше видит, что сделать для города с точки зрения его генерального оформления.
ОП: Изменили ли Вы свой взгляд на бизнес, когда оказались во власти, по другую сторону "баррикад"?
ПК: Я бы сказал немного иначе. Баррикады были в другом, когда еще там, находясь в бизнесе, я чувствовал на себе информационную войну. Вот это были настоящие баталии. Даже бизнес разделился по обе стороны: кто был за "белых", кто за "красных", кто за "городских", кто за "областных". Мне кажется, любого предпринимателя спроси, он, наверное, психологически больше на это сделает упор, нежели на то, где там бизнес и власть. Я думаю, что
«холодная война» ушла в историю, и хотел бы надеяться, что возврата уже не будет, потому что последствия этой «войны» мы до сих пор ощущаем. Если сравнивать с другими территориями, мы все-таки где-то отстали именно по причине таких "холодных войн".
ОП: Например?
ПК: Например, в Казахстане это время даже в условиях кризиса очень эффективно использовали на то, чтобы перезагрузиться, для того, чтобы создать инфраструктуру. Вы не катались по автобану между Кокчетавом и Астаной? И это в кризис!
Поэтому, отвечая на ваш первый вопрос, у меня возникла такая объемная картинка: сегодня я вижу и с позиции предпринимателя, и со стороны муниципального служащего, и могу оценить эту картинку объективно. Я вижу, где в своих суждениях предприниматели витают в облаках, как раз формируя эти самые "баррикады", и вижу причины, когда чиновники где-то слишком плоско рассуждают о роли предпринимательства. Мне иногда коллеги по администрации говорят: «Павел Николаевич, самое главное, чтобы Вы не утратили этот взгляд». Я думаю, что мне это не грозит. Как раз я иногда даю, может быть, корректные, дельные советы, чтобы к предпринимателям так не относились, как у нас это формировалось долгие годы.
ОП: Что Вы имеете в виду?
ПК: Ну как? Дай денег на День города, еще на что-нибудь, мало ли на что. Как будто предприниматель должен, просто из-за того, что он предприниматель. Так нельзя относиться. У бизнеса должно возникнуть желание быть меценатом. Конечно, чисто эволюционно мы еще не дошли до того уровня развития экономики, чтобы у нас сформировалась когорта предпринимателей, которые могут позволить себе с накопившегося капитала созидать и вкладывать средства. Процесс формирования капитала еще не завершен. Хотя бизнесу в современной России уже более двадцати лет, но, мне кажется, мы еще вот этот период не прошли. Слишком много было этих «шаг вперед – два назад», чтобы можно было этот период считать законченным. Вот, собственно, так я могу ответить, исходя из того, что все-таки я вижу всю картинку теперь уже в объеме.
ОП: Как повлияют события вокруг Навального с точки зрения перспективы бизнеса в России? Изучали ли Вы материалы дела, опубликованные Навальным, действительно ли там есть нарушения или это обычный хозяйственный спор?
ПК: Тут гремучая смесь. Алексей Навальный, на мой взгляд, это современное явление, которое нельзя отрицать. Тем более вопрос сильно политизирован. По большому счету, тут очень важно, чтобы каждый выполнял свое дело профессионально и мог бы отвечать за свои действия и конкретный результат работы – и чиновники, и предприниматели, и общество в целом. В этой связи, те методы, которые Алексей Навальный выбирает, может быть, они не совсем эффективны в современной России. Но, с точки зрения "упаковки" и системного подхода, тот эпатаж, который он сформировал, нельзя не учитывать, в том числе, и власти. У него очень много сторонников, это человек своего времени, но при этом тут нужно понимать, к чему такая линия поведения может привести. Общественность не оставит без внимания любой результат судебного решения, и он этим воспользуется очень эффективно. Поэтому речь идет, мне кажется, об ответственности. Ответственности всех: и тех, кто сопричастен к этому делу, и тех, кто, грубо говоря, "заваривает кашу", в том числе, и сам Навальный. Он должен понимать меру
ответственности. Если ты хочешь созидать для России, то делай это так, чтобы это было созидательно, а не разрушительно.
Интервью: Евгения Конышева Источник новости — РИА Омскпресс
http://omskpress.ru/news/42697/pavel_kruchinskiy_dlya_menya_rabota_v_merii__eto_p/