Почему омичи любят и не любят полицию
Журнал «Русский Репортер» провел опрос, насколько положительно жители городов России, в том числе омичи, оценивают работу полиции. Проанализировать результаты «СуперОмск» попросил экспертов. Контролировал ли Камерцель преступность и кому из известных судей грозили расправой в 90-ых годах? Борется ли Томчак с «оборотнями в погонах» или правоохранительная машина перестала нормально работать? Эти вопросы на страницах «СуперОмска» обсуждают люди, близкие к правоохранительным органам.
Журнал «Русский Репортер» опубликовал результаты опроса, показывающие отношение жителей крупных городов России к органам полиции. Опрос был проведен исследовательским центром портала SuperJob.ru 11-26 сентября 2013 года, в нем приняли участие 12,5 тыс. респондентов из разных городов страны.
При ответе на вопрос «Как в целом вы оцениваете работу полиции в городе?» омичи разделились на две равные группы. Половина горожан оценили работу органов МВД положительно (однозначно положительно – 8%, скорее положительно – 42%), другая половина – отрицательно (однозначно отрицательно – 13%, скорее отрицательно – 37%).
С таким результатом Омск находится на шестом месте, уступая по положительному отношению к полиции Красноярску, Ярославлю, Тюмени, Краснодару и Казани.
«СуперОмск» попросил экспертов, близких к правоохранительным органам, объяснить результаты опроса.
Член общественного совета при УМВД по Омской области Михаил Машкарин считает, что на достаточно высокую положительную оценку повлияло отсутствие в Омске разгула бандитизма в 90-ых годах. Омск относится к так называемым «красным» городам, где нет местных «воров в законе» и сильна власть правоохранителей.
«После перестройки в Омске не было каких-то мафиозных группировок, кланов, подобных «уралмаршевцам». Никогда не было явного криминала, который брал власть за горло. Как бы ни критиковали Виктора Камерцеля, он все равно старался удерживать ситуацию в пределах разумного. Милиция не была дискредитирована беспомощностью перед криминалом, как это было в других городах», – считает Машкарин.
По мнению Михаила Машкарина, 6 место, которое занял Омск, – это очень хороший результат для города с низким уровнем жизни.
«Нынешний начальник МВД Юрий Томчак довольно жестко пресекает преступность среди сотрудников, не скрывает эти факты. Все, вплоть до начальников РОВД, слетают со своих мест даже не за преступления, а за прегрешения. Хотя недостатки есть: офицеры не имеют юридического образования, участковых мало и занимаются они не совсем тем, чем должны, среди полицейских встречаются очень коррумпированные люди», – ссылается на свой опыт Михаил Машкарин.
Совсем по-другому трактует результаты опроса известный адвокат Алексей Барчуков. Он не согласен, что в 90-ых годах омская преступность была под контролем правоохранителей:
«В Омске были те же процессы: рынок, который только определялся, куски собственности, которые можно было переделить. И были ситуации, когда людей судили в следственном изоляторе, не рискуя выносить процесс, а к СИЗО в это время стягивались машины и вокруг стояли известного вида ребята. Были ситуации, когда судьи боялись за свою безопасность. Судья Николай Гаркуша (Председатель квалификационной коллегии судей Омской области – Ред.), участвовавший в тех же процессах, ходил под прессом физической расправы. Возможно, населению это просто не было видно»,- рассказывает Алексей Барчуков.
Барчуков считает, что в последние годы правоохранительная система изменилась не в лучшую сторону:
«Раньше колесо уголовного преследования срабатывало автоматически, мои усилия как адвоката были направлены на то, чтобы эти шестеренки остановить. Теперь, защищая права людей, я трачу усилия на то, чтобы только возбудить уголовное дело, заставить машину работать. Доходит до того, что отказывают возбуждать уголовное дело потому, что не смогли опросить подозреваемого. А дела, которые выеденного яйца не стоят, возбуждаются под влиянием личных связей. По телефонному звонку».
По мнению Барчукова, в группу довольных МВД попали те омичи, которые лично не сталкивались с работой полицейских.
«Город Омск, безусловно, тихий, сонный, значительная часть населения обладает инертным мышлением: «Меня не трогали и хорошо». Я сейчас защищаю права девочки, которую избили одноклассники. И меня больше всего поражают не те, которые избивали, а те, которые все это снимали. Видимо, население, которого все устраивает, из того же числа. Когда им на хвост нажмут – они поменяют свою точку зрения», – считает адвокат.
Автор: Наталья Калинина
© 2013, www.superomsk.ru