В НАРОДНОЙ ПАМЯТИ УВЕКОВЕЧЕН
7 ноября исполнилось бы 90 лет со дня рождения Сергея Иосифовича Манякина. В августе 1961 года жители Омской области познакомились с новым первым секретарём обкома КПСС Сергеем Иосифовичем Манякиным. Можно сказать, это был момент советской истории, когда немного отдохнув на так называемой «хрущёвской оттепели», страна вновь начала уставать от чреды хозяйственных экспериментов. Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев очертя голову лез во все вопросы сельского хозяйства сам и никому не спускал пререканий. Многих обожгла та хрущёвская оттепель. Летели с должностей, а порой лишались и живота руководители и светила науки, которые, так или иначе, придерживались традиционных, проверенных практикой методов управления.
Хотя Россия изначально страна аграрная, ею ни в какие времена не руководил не то что человек воистину агарных убеждений, но даже имеющий базовое сельскохозяйственное образование. И вот, возглавить крупнейший аграрный регион приехал молодой, 37-летний учёный агроном. Биография внушала доверие. Фронтовик. В Арзгирском районе Ставропольского края работал директором МТС, затем, как шолоховский Давыдов, по призыву и велению времени пошёл в колхоз председателем. Быстро зарекомендовал себя, и был выдвинут на должность заведующего сельхозотделом крайкома КПСС, а затем — председателя Ставропольского крайисполкома.
Это было скорое восхождение. Потому многие омичи тогда подумали, что такой в Сибири долго не задержится. Однако предположения не сбылись. Манякин «задержался» в Сибири на целую четверть века. В советский период истории трудно для сравнения подобрать личность, не сменяемую на такой столь значительной должности столько лет.
Также трудно было предполагать, что под прессом хрущёвского натиска в отдельно взятом регионе был возможен какой-либо исключительный управленческий прорыв. Но в данном случае это произошло. Говорят, история не терпит сослагательного наклонения, но осмелимся предположить, что было бы, если бы на всю страну
наложить выработанный на примере Манякина и Омской области управленческий и хозяйственный алгоритм – какой бы потенциал раскрылся для будущей перестройки!
Принятое Манякиным наследство было тяжелейшим. Особо остро стояла продовольственная и жилищная проблема. И это при том, что в Омске был сосредоточен мощнейший потенциал оборонной промышленности. Омичи, которым сегодня до тридцати, и не поверят, что в магазинах огромного рабочего города накануне появления нового руководителя в большом дефиците были не только мясные продукты — не хватало молока, даже белый хлеб продавался только для язвенников по медицинским справкам. Многие из тех, кому пришлось работать с Сергеем Иосифовичем, помнят его крылатые слова: «С этим надо покончить! Говорят: не хлебом единым жив человек И всё-таки давайте будем следовать истине, что ВСЕМУ ГОЛОВА – ХЛЕБ!»
С этого он и начал. Новаторские наклонности нового руководители проявились быстро. Да собственно новаторство в то время состояло в том, чтобы вернуть на сибирскую ниву традиционные для зоны неустойчивого земледелия, проверенные многолетней практикой способы земледелия. Как опытный агроном, опираясь на знания и опыт лучших агрономов и учёных, наладив близкое взаимодействие со светилами земледелия Мальцевым и Бараевым, он добился переоценки отвергнутых травопольных и паровых севооборотов.
Безусловно, решение проблем в сельском хозяйстве, как и в других отраслях, зависело, прежде всего, от уровня образования и опыта руководящих кадров. Манякин любил и не боялся напоминать известное высказывание И.В.Сталина, что «кадры решают всё». И этот постулат был для него девизом в выборе главного направления всей дальнейшей деятельности.
На руководящие должности, особенно в сельском хозяйстве, выдвигались молодые, творческие кадры, укреплялась дисциплина и ответственность за порученное дело. В колхозах и совхозах был положен конец ранее процветавшим припискам и обману.
К окончанию «времени Манякина» более 90% директоров совхозов и председателей колхозов имели высшее образование. Кроме того, значительная часть секретарей райкомов КПСС и
председателей райисполкомов также были специалистами сельского хозяйства. К этому надо добавить и то, что около 60% управляющих отделениями совхозов и бригадиров колхозов имели дипломы сельхозтехникумов, а в отдельных хозяйствах и дипломы сельхозвузов.
Всё это позволило проделать широкомасштабную работу по переводу всех отраслей сельского хозяйства на научную основу и на новый технический уровень. Специалисты стали работать увереннее, опираясь на науку. Их радовало то, что практическая агрономия всё прочнее закрепляется на научном фундаменте.
Манякин четко следовал главному тезису, озвученному им сразу после приезда в Омск: надо накормить людей. Потому для подъема животноводства были мобилизованы все кадровые и материальные ресурсы области. К строительству животноводческих комплексов, кормоцехов на фермах, жилья в колхозах и совхозах широко привлекались предприятия города. Неплановое отвлечение промышленных ресурсов на село нередко дорого обходилось первому лицу в области. Он шёл на риск и выходил победителем.
В рамках программы по развитию животноводства Манякину удалось обосновать перед высшим руководством страны необходимость специализации и концентрации производства. Своеобразным феноменом на этом направлении стало создание крупного свинокомплекса в Лузино. В стране не было опыта подобной концентрации производства – шутка ли: 360 тысяч голов на одном предприятии!
Коронными отраслями Омска была нефтехимия и неафишируемая, полузакрытая «оборонка». Работали один из крупнейших в стране и в Европе нефтеперерабатывающий завод, Шинный завод, завод технического углерода. При Манякине нефтехимический комплекс прирос заводом синтетического каучука. Рабочий класс гордился высокотехнологичными изделиями с омской маркой – танками, летательными аппаратами и оборудованием для освоения космоса. Широким массам омичей было неведомо, что за эти успехи все достойные получали ордена и медали, а ему, первому секретарю обкома, высшей наградой было выделение Центром дополнительных средств для строительства рабочих жилых кварталов, для благоустройства города, для создания удобной инфраструктуры, развития здравоохранения и культуры. Личную
высокую награду – Золотую Звезду Героя Социалистического Труда Сергей Иосифович получил только к своему шестидесятилетию, к тому времени не без его участия Героями стали почти 30 омичей.
Железная дисциплина и забота о человеке – вот две опоры, на которых твердо стоял Сергей Иосифович с первого до последнего дня своей работы в Сибири. К людям, хорошо знающим своё дело, профессионалам, способным отстаивать свою точку зрения, он был по-особенному расположен и умел пользоваться ими в интересах области. Сергей Иосифович Манякин был одним из редких партийных руководителей того времени, о котором в народе шла добрая молва, к которому простые люди относились с огромными уважением. Это был отклик на его заботу о них, заботу реальную, выраженную, не в словах, а в делах.
На омской земле за годы правления Манякина свершилось настоящее чудо в развитии производства, сравнимое с известным всему миру японским и южнокорейским экономическим чудом. Объём промышленного производства в области увеличился в 14 раз. В 1985 году Омская область по объемам промышленного производства занимала третье-четвёртое места в стране. Что касается сельского хозяйства, в «годы Манякина», а точнее в период его последних пяти-семи лет Омская область с двухмиллионным населением производила столько продовольствия, сколько по медицинским нормам требовалось для обеспечения: зерном – около 20 миллионов человек, мясом – 3 миллиона яйцами – более 2 миллионов, картофелем и овощами свыше 5 миллионов человек. Перенеси такой объем производства на страну, и она бы стала крупным мировым экспортером продовольствия.
В восьмидесятые годы прошлого столетия, на третьем десятке лет «правления» Манякина, в Омской области был достигнут положительный демографический баланс, то есть наметился прирост населения за счет рождаемости и миграции.
За этот время само качество жизни омичей существенно изменилось к лучшему, жизнь людей стала интереснее, укрепилось то, что можно назвать социальным оптимизмом – для советской эпохи явление закономерное, но не всегда и не везде достаточно реализуемое.
В начале 1987 года Сергей Иосифович Манякин получил предложение от Горбачева занять пост председателя Комитета народного контроля СССР. По откровениям его самого, предложение не вызывало особого удовлетворения, но он принял его. Он чувствовал, что в жизни страны назревают важные перемены, и хотел находиться поближе к центру событий, чтобы иметь возможность влиять на их развитие.
…Он оставлял ставший родным ему город Омск и область в полном порядке, с работающими на полную мощность предприятиями, с налаженной системой производства и реализации сельхозпродукции, со всей необходимой для нормальной жизни людей инфраструктурой – как на селе, так и в городе…. Возможно, он надеялся, что все созданное им окажется в надежных руках добросовестных руководителей…
В Москве Манякин активно включился в работу, стремясь своими силами предотвратить развитие негативных процессов в политической и экономической сфере. Однако, как вскоре стало ясно, было уже слишком поздно. Горбачев, не имея ни четкого плана преобразований, ни ясного представления о том, что он собирается строить, подстрекаемый ангажированной Западом пятой колонной, ввел страну в зону политической турбулентности, из которой она так и не вышла…
Сергей Иосифович, как большинство представителей его поколения, фронтовиков, созидателей, был человеком, который ни при каких обстоятельствах не опускает руки, старается повлиять на ситуацию, на развитие событий. В 1995 году ему было предложено баллотироваться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. И благодаря своему авторитету среди омичей прошел в нее депутатом от Омской области.
Это было его своеобразное возвращение на ставшую ему родной омскую землю… Он как бы продолжил свою работу здесь – но в другом качестве, имея ограниченные возможности повлиять на наметившуюся здесь тенденцию к падению производства и уровня жизни людей…
Омское землячество в Москве в 2011 году выпустило книгу воспоминаний о Манякине С.И. под названием «Время Манякина». Авторами книги стали более тридцати его бывших соратников К
сожалению, в тот год Сергея Иосифовича уже не было. Книга, вышедшая всего тысячным тиражом, стала бестселлером, и будет служить ему памятником. К 90-летию Землячеством создан документальный фильм о Манякине. Он показан по Омскому телевидению. Но это — самая малость из того, чего он достоин. В народе говорят, что он будет увековечен в памяти миллионов.
Для завершения темы попытаемся же определить, что это такое – ВРЕМЯ МАНЯКИНА?
Наверное, это, прежде всего, прорыв к светлому будущему через преодоление объективных и субъективных факторов времени вообще.
Это подбор, расстановка и воспитание руководящих кадров по профессиональным, гражданским, морально-нравственным качествам.
Это умение организовать и повести за собой массы людей на великие дела.
Это время, когда превыше всего ставились совесть, честь, честность, добропорядочность и душевная доброта по отношению к каждому человеку.
Это пример, когда государственный деятель во главу угла своей работы ставил заботу о человеке, не упускал из виду его проблемы, ориентировался на его нужды и чаяния.
В день юбилея С.И.Манякина, 7 ноября, в Омске состоится открытие его бюста у дома на улице Спартаковской, в котором все 25 лет проживала семья Сергея Иосифовича. В митинге примут участие президент Землячества С.И.Бабурин, вице-президент В.С.Новосельцев и исполнительный директор С.Ю.Филь. В этот день в Москве, на Троекуровском кладбище члены правления Землячества возложат цветы на могилу С.И.Манякина.