Сейчас очень трудно найти людей, которые готовы брать на себя ответственность и быть щитом у губернатора».
С самого начала губернаторского срока Виктору Назарову пришлось столкнуться с серьезными проблемами в вопросах внутренней политики. Прежде главным административным ресурсом, который позволял держать под контролем политическую ситуацию в Омской области на протяжении 20-ти с лишним лет, оставался личный авторитет бывшего главы региона Леонида Полежаева. Уход политического колосса Полежаева привел к слому авторитарной системы управления Омской областью. В условиях ослабления региональной власти и небесконфликтной смены властных элит Виктору Назарову пришлось отстраивать свою модель руководства.
Как поднимать экономику региона, развивать промышленность, если после смены власти местные политические и бизнес-элиты активизировались в продвижении собственных интересов? Как обеспечить исполнение указов президента, если главы муниципалитетов перестали прислушиваться к региональному центру?
Однако ни в 2012-м, ни в 2013 году работающей системы управления регионом создано не было. В итоге, потеряв административный ресурс на местах, областные власти перестали полностью контролировать районные и сельские выборы. Главный экономический проект правительства Назарова – стратегию развития – местные власти приняли без интереса.
Вроде бы создание управления внутренней политики должно было стать для губернатора приоритетом, но процесс затянулся на год. В Омской области соответствующее профильное ведомство было создано намного позже, чем в других регионах, – указ об образовании ГУВП Виктор Назаров подписал 25 февраля 2014 года.
После этого губернатор сдержал свое обещание, выделил время и дал «СуперОмску» интервью. Мы надеемся, что это интервью поможет читателям «СуперОмска» понять позицию губернатора Виктора Назарова по вопросам внутренней политики Омской области.
— Две недели назад вы подписали указ о создании Главного управления внутренней политики. Расскажите о задачах, которые вы ставите перед новой структурой?
Виктор Назаров. Создание управления внутренней политики – это федеральная тенденция. Задачи и наказы для руководителей этого управления определялись Федерацией.
Управление внутренней политики должно, во-первых, регулировать межнациональные отношения на территории региона. Межэтнические отношения в регионе должны выстраиваться в форме взаимного приятия друг друга представителями различных народов. Сегодня президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин крайне озабочен проблемой межэтнических и межнациональных отношений. Поэтому в регионах этот вопрос находится под личным контролем губернаторов.
Второе направление, которое определялось Федерацией, – это работа с муниципальными образованиями. Честно скажу, было очень много пожеланий от глав муниципальных образований, чтобы мы уделяли им больше внимания, и люди на территориях не оставались бы один на один со своими проблемами.
— Многие главы ставят вам в упрек, что вы мало ездите по районам и селам. Можете объяснить, почему так происходит?
Виктор Назаров. Мы говорим о такой категории, как управляемость территории. Она не может оцениваться по субъективной позиции кого-то из районных глав. Одни считают, что мы мало ездим по районам, другие, наоборот, жалуются: «Почему вы нас так жестко контролируете?».
Я считаю, что сегодня нет необходимости часто ездить в районы, чтобы решать рабочие вопросы. Есть новые формы общения, например, видеоконференции. Этот ресурс менее затратен, чем поездки.
Как мы выстраиваем коммуникацию с главами районов? У нас сегодня есть, во-первых, совет глав, который проводится раз в квартал. Кроме совета каждый глава может записаться на прием, если есть какие-то реальные проблемы на территории. И третий вариант – это видеоконференции, на которые приглашаются все главы со всех районов. По понедельникам в 17 часов мы собираемся и решаем хозяйственные вопросы. После окончания конференции любой глава может задать вопрос либо обозначить проблемы, которые есть у него в районе.
Знаете, как раньше было? Каждый глава считал необходимым по несколько раз в неделю приезжать к руководителю региона или в министерства с каким-то письмом, с какой-то просьбой — ходил по кабинетам, решал свои вопросы. Я считаю, что лучше общаться по конференц-связи: мы спокойно определили формат работы, есть вопросы – проговорили, нет – дальше работаем каждый на своем месте.
— Вы настолько доверяете словам сельских глав, что готовы отказаться от поездок по районам?
Виктор Назаров. На сегодня управлению внутренней политики дано распоряжение составить график выезда губернатора по районам для работы с обращениями граждан. С апреля мы в новом формате начнем работать именно с людьми, чтобы жители области могли донести свои проблемы напрямую на встречах с губернатором и сопровождающими его министрами. Такое прямое общение с гражданами позволит нам увидеть то, что, может быть, не доносят до нас главы, вскрыть их недоработки.
— Еще одно направление внутренней политики региона – это взаимодействие правительства с различными политическими партиями и силами. Все ли вас сейчас устраивает в работе «Единой России» на территории Омской области?
Виктор Назаров. У вас очень интересный подход. Почему вы не задаете мне вопрос: «Все ли устраивает вас вообще в политической системе Омской области?». Мы можем говорить о работе и «Единой России», и коммунистической партии, и «Справедливой России» — почему вы акцентируете внимание именно на «Единой России»?
— Потому что назначенный вами глава управления внутренней политики Михаил Каракоз – член «Единой России». И не рядовой единоросс, а бывший глава отдела агитационно-пропагандистской работы, бывший член президиума политсовета «Единой России».
Виктор Назаров. Априори даже не было такой постановки вопроса: «Ох, нам нужен человек только из «Единой России»! Только из политсовета!». Дайте мне любого нормального человека, кто готов прийти ко мне в команду — его назначение будет определяться не только партийной принадлежностью.
Вы не поверите, внутренняя политика — это же расстрельная должность. Это такой огромный пласт ответственности. Малейшее дуновение ветерка, любой негатив – все будет ложиться на руководителя управления внутренней политики.
— И на вас.
Виктор Назаров. В том числе и на меня.
— Получается, что Каракоз — это ваш щит? Он должен вас защищать?
Виктор Назаров. Согласен, в том числе и щит.
— Поэтому вы должны быть особенно заинтересованы в том, чтобы начальник ГУВП был модератором политических процессов в регионе, хорошим политтехнологом.
Виктор Назаров. А вы знаете, что сейчас очень трудно найти таких людей, которые готовы брать на себя ответственность и быть щитом у губернатора. Это очень тяжелая работа и таких людей очень мало.
Мы же не просто перетряхиваем старые сундуки – мы пытаемся найти каких-то новых молодых ребят, которые готовы двигаться.
Честно скажу, согласование кандидатуры главы управления внутренней политики шло тяжело. Кроме Михаила Михайловича возникали и другие кандидатуры. У меня спрашивали: «Почему вы не назначили на эту должность того или иного человека?». Мы не могли просто так взять и поставить туда человека: «Вот ты завтра возглавишь управление внутренней политики». Это действительно очень ответственный участок. Процесс утверждения главы ГУВП шел очень долго, потому что мы пытались найти человека, который являлся бы не просто компромиссной фигурой, но и готов был бы взять на себя всю полноту ответственности.
— Внутренняя политика включает в себя координацию и примирение групп влияния, которые действуют на территории Омской области. В настоящее время вы как губернатор какие региональные группы влияния можете выделить? Я имею в виду объединения крупных политиков, бизнесменов, представителей госструктур, которые имеют собственные цели и достаточные ресурсы для влияния на ситуацию в регионе. С этими людьми можно договориться, подключить их к развитию области. Но, если запустить ситуацию, они могут начать конфликтовать между собой и, возможно, даже давить на вас.
Виктор Назаров. Вы знаете, на меня еще никто не давил. Сегодня я не готов обсуждать существование каких-либо крупных групп влияния, которые могут оказывать давление на меня, либо расшатывать ситуацию в регионе. Таких крупных групп влияния у нас на территории Омской области нет.
Но я хотел бы отметить, что мы готовы работать с любой группой влияния, если она у нас появится с перспективными идеями развития региона. Такую работу мы можем проводить и в рамках инвестиционных и общественных проектов. В подобном положительном формате мы готовы выстраивать отношения с любой группой.
Что касается конфликтов. Если у нас в регионе возникнут какие-то предпосылки для конфликтной ситуации между потенциальными группами влияния, мы будем нивелировать все возможные отрицательные последствия в рамках закона. Если разрешение какого-то конфликта на территории региона входит в полномочия губернатора, я обязан вмешиваться.
— А кто является вашими тылами? Кого из представителей политических и бизнес-элит вы видите своей опорой и поддержкой?
Виктор Назаров. Знаете, меня все время спрашивают, почему я не вмешиваюсь в избирательные кампании в районах области, не придерживаюсь жесткой линии — стукнул кулаком по столу: «Ну-ка! Здесь вот этот человек должен быть главой!»?
А я считаю, что люди сами должны выбрать того, с кем они хотят работать. Чтобы районом или муниципальным образованием управлял избранный народом человек. Если этот процесс направлен на созидание, ему мешать нельзя, его, наоборот, нужно поддерживать. Мне сегодня говорят: «А вот в этом районе был избран не представитель «Единой России». Как вы с ним поступите? Вы же будете его гнобить?» Нет, не буду. А почему? Потому что я не понимаю смысла притеснять человека, который готов работать и обеспечивать району позитивное развитие.
К чему я все это рассказываю. Вы спросили, на кого я готов сегодня опираться? Я готов опираться на любого, кто ко мне придет и скажет, что хочет помогать развитию области и окажется действительно способным на это человеком.
— А на кого вы уже опираетесь? Кто ваш тыл, ваши союзники в настоящее время?
Виктор Назаров. Мои союзники – это народ Омской области, омичи.
— Виктор Иванович, всех в первую очередь интересуют ваши взаимоотношения с такими крупными корпорациями как «Газпром» и «Сбербанк». Вы можете, наконец, прояснить характер ваших отношений и прекратить различные домыслы о том, что вы получаете от них инструкции по управлению регионом?
Виктор Назаров. (Смеется) Я всегда смеюсь, когда читаю в средствах массовой информации, что мы управляемся «Сбербанком» или мы управляемся «Газпромом». На сегодняшний день я честно не вижу ничего, кроме желания руководителей этих корпораций нам как-то помочь, сделать что-то хорошее для области.
Когда мы встречаемся с Алексеем Борисовичем (Миллером, председателем правления ОАО «Газпром». — Ред.),кстати, вот недавно была наша последняя встреча — мы садимся за стол, на котором лежит список вопросов, которые нужно обсудить. И мы говорим не о том, как управлять Омской областью, а о том, что можно и нужно сделать для омичей. Он интересуется, что у нас с улицей Чокана Валиханова, как у нас продвигается проект по хоккейной академии «Авангард» и так далее. Мы все эти проекты держим на контроле. Нет там таких вопросов, как можно выкачать с Омской области дополнительные ресурсы.
— Может быть, вы говорите: «Надо поставить того-то на такую-то должность»?
Виктор Назаров. А что это даст, даже если поставим? Они что, унесут что-то из Омской области, если мы поставим какое-то физическое лицо на определенную должность?
И вообще — подумайте сами, что «Газпром» может забрать у Омской области?
Идет совершенно противоположный процесс. «Газпром» собирается, например, вложить в модернизацию нефтезавода 17 млрд рублей. Разве это плохо?
Мы подключаем «Газпром» к проектам, реализуемым на территории региона. Совместное капиталовложение, совместное производство приносит только положительные для области результаты: развитие экономики, создание новых рабочих мест.
Но, к сожалению, не во всех ситуациях мы можем привлечь инвестиции «Газпрома», желания региональной власти не всегда совпадают с желаниями таких крупных корпораций.
http://superomsk.rusuperomsk.ru