Сельхозпроизводители: омский мясной бизнес на грани катастрофы
Омские животноводческие фермы оказались не готовы к началу действия технического регламента Таможенного союза, который запрещает продавать мясо животных, забитых в домашних условиях. Сельские чиновники и предприниматели рассказали «СуперОмску» о тяжелых последствиях введения нового регламента. Частные фермы ждет разорение, многих селян – нищета, а рядовых омичей – подорожание мяса и мясных продуктов.
Напомним, что с 1 мая 2014 года начинает действовать технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясных продуктов». Новые правила запрещают предпринимателям забивать скот на продажу в домашних условиях. При этом практически половина свежего мяса поступает на рынки региона именно от частников. Кроме того, для многих селян животноводство является единственным источником дохода.
В Омской области есть 7 мясокомбинатов и 39 пунктов убоя скота. При этом пять из них расположены на свиноводческих комплексах и не могут принимать мясо от частников по ветеринарным нормам. Условий для забоя, согласно нормам Таможенного союза, нет в 8 районах.
Чтобы выяснить, ожидает ли Омскую область мясной кризис, «СуперОмск» обратился к чиновникам и предпринимателям. Выяснились шокирующие факты. Чиновники не знают, какие меры предпринять, и надеются на отсрочку регламента, а предприниматели в большинстве своем даже не в курсе, в какие условия попадут буквально через 2 недели.
Своим видением ситуации с «СуперОмском» поделился заместитель главы Колосовского района Дмитрий Малицкий.
«В Колосовском районе есть торговый комплекс «ОША», на котором имеются торговые места для реализации животноводческой продукции. Но регламент предполагает запретить торговлю мясом, убитым на подворье, тем самым усугубить обстановку на мясном рынке. То есть мы не сможем реализовать нашу продукцию в полном объеме. Ближние от нас убойные пункты находятся на расстоянии 80 и 150 километров. Это Тара и Тюкалинск. Чтобы убить животное, надо нанять машину, увезти его и привезти мясо на другой машине, поскольку при перевозке на пункт даже на расстояние 80 км животное опорожнится. И в каких условиях мы повезем назад это мясо, непонятно. При этом у нас есть целые села, где люди живут только продажей мяса. Это их единственный источник дохода, если их этого лишить, они даже не смогут собрать детей в школу», – рассказал Дмитрий Малицкий.
По словам Малицкогов, в 8 сельских районах, где нет пунктов убоя, чиновники приняли решение продолжать торговлю до 1 мая и попытаться за это время найти хоть какой-то выход из ситуации. Однако пока вариантов не найдено. С постройкой убойного пункта тоже есть проблемы.
«Потребление мяса в районе в неделю примерно по 300 килограммов свинины и говядины. Убойный пункт, который будет забивать по 2-3 животных в день, не сможет окупиться в течение 20-30 лет. Его стоимость где-то 2 миллиона рублей. А кто его возьмется строить? Для этого нужен крупный сельхозпроизводитель, такого в Колосовском районе пока мы не нашли. Что делать, пока непонятно. Надеюсь, может быть, перенесут время, и мы найдем какое-нибудь решение», – сказал Малицкий.
Убойный пункт
Примерно такая же ситуация и в Крутинском районе. Местный предприниматель Антон Алешин, который занимается производством мяса, мясных и молочных продуктов, оказался вообще не в курсе «специфики» регламента.
«Выход, наверное, всегда есть. У нас на заводе Кирова строится забойный цех. Но дело в том, что они находятся на окраине района, возле Тюменской области. Как перевозить? Ездить туда будут только те, кто там живет. Я буду через договоренность с покупателем набирать заказы на мясо. Забиваю и продаю, минуя рынок, только как личное подсобное хозяйство. Либо я свою продукцию буду продавать через ЛПХ, а не через рынок. Кустарными путями», – планировал Алешин.
Однако узнав, что он вообще не имеет права торговать забитым на подворье скотом под угрозой штрафа до 300 тыс. рублей, Алешин решил заняться строительством убойного пункта.
«Теперь понял, проблема еще больше. Думал, что обойдусь без строительства цеха… Теперь буду обращаться в компетентные органы, узнавать, как его строить и можно ли получить субсидии. Но дело свое я не брошу, я этим всю жизнь занимаюсь», – сказал Алешин.
О том, что ждет Омскую область с началом действия регламента, «СуперОмску» рассказал председатель РОО «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства», депутат Заксобрания Вадим Морозов.
«Ситуация, действительно, серьезная. Прежде всего, опасность в том, что предприниматели и владельцы личных подсобных хозяйств пока даже не знают об этом. Сейчас мы стараемся максимально дать информацию в районных газетах и на наших ресурсах, чтобы предупредить о грядущих изменениях. Также своей задачей видим налаживание диалога между минсельхозпродом и предпринимателями, готовыми расширить свой бизнес до строительства убойного цеха. Могу сказать, что такие предприниматели уже есть, несмотря на то что окупаемость такого цеха может занять до 10 лет. Это слишком «длинные инвестиции», и без государственной поддержки не решить данную проблему. Однако это тоже вопрос времени. А регламент вступит в силу уже с 1 мая. Предполагаю, что может быть не кризис, но повышение цен на мясо нас ждет в ближайшее время», – сказал Морозов.
Добавим, что проблему с животноводческими хозяйствами сейчас решает и региональный минсельхоз. Минсельхоз договаривается с мясокомбинатами, которые готовы осуществлять вывоз скота на убой. Кроме того, в отдаленных районах области будут функционировать передвижные модульные комплексы. Треть затрат на приобретение этих комплексов предпринимателям готово компенсировать правительство. Глава ведомства Виталий Эрлих пообещал сделать все возможное, чтобы избежать мясного кризиса в Омской области. А удастся ли это, омчи смогут почувствовать уже летом в ближайший шашлычный сезон.
Георгий Журавлев Версия для печати