Сергей Безруков: «Всё те же пороки, законы, честь, деньги, совесть»
В рамках международного театрального фестиваля "Академия" Сергей Безруков, будучи художественным руководителем Московского Губернского театра, привёз спектакль "Нашла коса на камень".
После спектакля актёр и режиссёр Безруков встретился с омской прессой.
О спектакле "Нашла коса на камень"
Давайте пофантазируем. Вот этот персонаж (Савва Васильков, роль исполняет Дмитрий Дюжев) – такая белая ворона в российском бизнесе 19 века. Насколько он похож на честных бизнесменов нашего времени – это уже судить вам, нам, всем. Насколько это типично для России… Ведь Островский написал эту пьесу в 19 веке, он размышлял на эту тему, думал, уделял этому внимание. И мы вернулись к тому, что ничего в России не меняется. Меняются костюмы (смеётся) – тогда одевались гораздо симпатичнее, чем сейчас. Ничего не меняется, всё то же самое. Пороки те же, законы, честь, деньги, совесть – всё то же самое. Все, что происходило в России тогда, происходит и сейчас, поэтому герой наш, порой даже неуклюжий, тем не менее, самый искренний человек в русском бизнесе.
Понятно, что люди, которые читают Островского, знают, чем всё закончится, но я немного хотел поспорить с Островским, не знаю, насколько вы это увидели. Для меня самое главное, что сегодня я сделал то, чего нет в Островском. У Островского нет любви. В конце – это договор, "я принимаю предложение и считаю его выгодным". Эту фразу я убрал, потому что этого нет в моей постановке. Хотя я очень просил, чтобы артисты играли мне трагедию без подготовки. Я надеюсь, это получилось, судя по реакции зала… Но я говорил: господа актёры, вы мне важны в этих эпизодах, вы должны существовать стопроцентно, это должна быть реальная трагедия.
О театре
На базе Московского Областного дома искусств было два областных театра – Московский Областной Государственный Драматический Театр имени А.Н. Островского и Камерный театр. Затем было объединение двух трупп. Конечно, это довольно сложно, ведь есть состоявшиеся труппы, есть два разных коллектива. Понятно, что объединить нужно было на основе идеи – идеи создания спектаклей, в которых я приглашаю вместе поработать. На самом деле объединение театра произошло 9 января 2014 года, когда две труппы слились воедино и стали Московским Губернским театром. Кто-то ушёл, кто-то пришёл, но самое главное, что остались артисты, которых я пригласил поработать в спектакле "Нашла коса на камень".
Буквально на днях был на Байкале, полтора часа там рыбачил, поймал 11 хариусов. И опытный рыбак, который организовывал рыбалку, так радовался, что я хоть что-то поймал. И он мне говорит: "Вот один раз пригласил на рыбалка, я приехал и остался" (говорит с акцентом). И вот это ощущение, что я пригласил артистов на один спектакль, и они остались. Антон Хабаров, Галина Бокашевская, Карина Андоленко – артисты, которые пришли. Я взял на себя огромную ответственность – доказать им, что я режиссёр. Я рад, что они поверили. Они шли за мной – принимали те предложения, что я вносил, принимали, как я выстраивал повороты и жесты. Они пошли за мной, и я благодарен им, дорогие мои, хорошие. И артисты, которые были уже в составе этих театров, тоже приглядывались ко мне. Я рад, что труппы объединились на первом спектакле "Нашла коса на камень". Вот это ощущение команды. Помимо артистов – постановщики, гримёры и все остальные. Проекты, которые я задумал в течение двух-трёх лет, интересны. Я нарочно про них не говорю, потому что в наше пиратское время пару раз сказал – и уже ставят там, там, там (смеётся). Поэтому лучше помалкивать.
Кино?
То, что я отказался от многих работ в кино – это правда. Меня сейчас интересует театр. Я театру фанатично предан. Я вырос в театре! Моя жизнь в театре прошла. Моя распашонка лежала в спектакле отца! С трёх-четырёх лет я был в театре, за кулисами, я жил в театре, поэтому я считаю себя театральным артистом. Когда ты не спишь ночами, когда ты всю свою жизнь посвящаешь артистам, думаешь о каждом, придумываешь что-то, как задействовать его в следующей работе, да так, чтобы ему было интересно. Я каждый раз, как актёр, ставлю себя на их место. По закону труппы, назначили, вывесили распределение – вперёд, играй. А я думаю о том, будет им это интересно или нет. Чтобы каждый актёр развивался дальше – это очень важно. Каждый раз переживаю, если что-то не получается. В этом, наверное, отличие художественного руководителя от приглашённого режиссёра. Последний поставил спектакль и ушёл, вернулся, два-три замечания сделал – и опять ушёл. А я, как художественный руководитель, каждый день месяцами, годами рядышком — смотрю, переживаю, мучаюсь, делаю замечания. Но это жизнь актёрская, наша театральная жизнь.
Что не получилось воплотить на премьере в Омске
Я себя впервые ощутил режиссёром, выходящим на сцену. Я до этого был играющим – то есть ставил спектакли, сам в них играл и мучился порой от того, что смотрю не как персонаж, а как режиссёр. А в этом спектакле я всё хожу и думаю — что-то не то. Я три с половиной часа не знаю, куда себя приткнуть. Я исколесил Омский музыкальный театр раз сто, наверное! Из-за кулис увидел, что что-то пошло не так, поставили декорацию, ваза упала и разбилась. Это не было задумано, у нас ещё не нанотехнологии в театре, чтобы все падало и ваза каждый раз разбивалась. У нас вот снег не пошёл в конце. Такая красотища, поверьте, такая красота в конце! Потому что у меня в начале спектакля эпиграф из Крылова: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза". Вот вам муравей, стрекоза – всё в порядке, все на месте. Но в конце зима, и главный герой ходит в шубе не потому, что ему хочется в Омске в +33 пройтись в шубе, чтобы зал просто ахнул: "Как же Дюжеву тяжело!". А потому что зима катит в глаза, там снег красивый идёт. Я волновался даже больше, чем артисты… Не будьте так уж строги, мы действительно впервые на фестивале. И когда промелькнуло в труппе: "В зале критики и губернатор", — люди стали волноваться! Но это прекрасно, господа, без волнения и не должно быть. И Олег Табаков, мой учитель и мастер, говорил, что волнение необходимо. И отец мне говорил: "Если ты перестаёшь волноваться перед выходом на сцену – уходи из театра. Значит, что-то пропало, что-то закончилось. Ты должен волноваться, иначе тебе безразлично".
Трёхчасовой спектакль за семь дней
Спектакль готовился неделю. Серьёзно, актеры подтвердят. Дело в том, что Московский Областной дом искусств – это Московский Областной дом искусств. Театры, которые помещались там, имели каждый определённое количество дней, кроме того, эту сцену мы ещё делим с русским балетом Вячеслава Гордеева. Поэтому когда сцена принадлежит только тебе, ты можешь закрыть театр на месяц, как это происходит в профессиональных театрах. Годами порой репетируют – и ничего! А вот мы так не могли сделать. Костюмы делались долго, хочется отдельно отметить Ирэну Белоусову – одну из лучших художников по костюмам у нас в России. Когда актеры надели эти костюмы, как же они стали разглядывать их на себе! Как наши милые дамы преобразились!
Практически не было времени, чтобы на сцене прогонять. Первый прогон на зрителя без остановок, а на второй уже была премьера. Так что работаем мощно, быстро, слаженно. Я фанат, я могу не спать ночами. Собственно говоря, я так и заколебал всю труппу. Я не спал ночами и мог работать нон-стоп. Причём на сцене омского музыкального театра только круг, а у нас круг и кольцо. Я делал ощущение противохода, всё постоянно крутится вокруг денег! Честно говоря, у нас в Губернском театре это происходит симпатичнее и ярче.
После премьеры мы были на встрече с вашим губернатором Виктором Назаровым, и губернатор был удивлён вот чему. По моей задумке, в фойе Музыкального театра должна была расположиться ярмарка с чистильщиками обуви, лоточниками, товарами народных промыслов Московской области. Но этого не получилось, и я сказал губернатору, что, оказывается, ярмарку было невозможно организовать в фойе. Он (Назаров, — прим. ред.) строго посмотрел на своих подчинённых и сказал: "Завтра ярмарка будет". Дело в том, что у нас в Московском Губернском театре в фойе представлена ярмарка, и зритель сразу попадает в атмосферу 19 века. Это ощущение ярмарки для меня было важно.
Как раз на встрече Виктор Иванович сказал: "Какая хорошая, красивая фраза из пьесы — "из бюджета не выйду". Я думаю, что теперь в Законодательном собрании в принципе этим можно заканчивать заседания. Возьмите Островского за основу, как цитату, и будьте любезны, говорите постоянно: "Из бюджета не выйду".
Безруков – Дюжев
Союз нерушимых… (поёт) . Мы давно друг друга знаем, у нас есть доверие. Взаимное доверие – я этим очень дорожу. Вдвоём мы прошли большой путь. Мы меняемся, как и все персонажи, нас много, но мы уже спелись. Я благодарен, что Дима, при своей занятости, вошёл в коллектив настолько органично, и его сразу полюбили.
Фото: Московский Губернский театр
Интервью: Ирина Журавлёва
ОмскПресс