«Отставка губернатора не состоялась, и для организаторов этого дела уже нет большого смысла в аресте ГАМБУРГА»
Сергей БАБУРИН, лидер партии «Российский общенародный союз», доктор юридических наук, партнер адвокатского бюро «БАБУРИН, СКУРАТОВ и партнеры», — об экономической и политической ситуации в регионе.
У известного политика было, по его словам, для очередного приезда в Омск два важных повода. Первый – юбилейные торжества по причине 40-летия Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, где студенты и аспиранты знают Сергея БАБУРИНА в качестве профессора кафедры теории и истории государства и права. Второй повод – следственные действия по уголовному делу первого зампреда областного правительства Юрия ГАМБУРГА, защищает которого адвокатское бюро «БАБУРИН, СКУРАТОВ и партнеры». Тем не менее Сергей Николаевич все же нашел время встретиться с обозревателем «КВ» (“Коммерческие вести”) Николаем ГОРНОВЫМ и рассказал в интервью, почему у него вызывает беспокойство сегодняшняя политическая и экономическая ситуация в регионе.
– Сергей Николаевич, какая у Вас, как у политика, сейчас основная задача?
– Как у координатора Патриотического фронта, созданного по инициативе КПРФ в поддержку Новороссии, у меня основная задача – организовывать общественную помощь Луганску и Донецку, да и Крыму с Севастополем. Я сейчас занят тем, чтобы русские консерваторы реально взяли на себя ту роль, которую они внешне получили во власти после возвращения Крыма и Севастополя в состав РФ. Хватит нам стыдиться, что мы боремся за восстановление единой великой державы.
– На недавних выборах в Мосгордуму по одномандатному округу вы выдвигали свою кандидатуру от компартии. Это нужно понимать как коалицию?
– В КПРФ я не вступал, естественно. Мы участвовали в выборах в нескольких регионах под флагом Патриотического фронта, все кандидаты которого выдвигались официально от КПРФ. Фактически это были вторые выборы РОС за последние 10 лет и первые, в которых мы стали работать системно. Очень надеюсь, что опыт единого Патриотического фронта-2014, объединившего оппозиционные силы, будет повсеместно учтен в будущем.
– Но в итоге вы все равно проиграли на округе кандидату от «Единой России». Говорят, что эти московские выборы не были чистыми?
– Власть вначале реально пыталась провести выборы в Мосгордуму прозрачно, и это показательно. Почти весь период мое лидерство ее не смущало, но в начале сентября ситуация изменилась. Когда мне официально отказали во встрече с работниками НПЦ имени М. В. Хруничева, сорвали встречу в Курчатовском институте, а социальным работникам в моем округе была дана команда обзванивать своих подопечных и объяснять, что они должны будут проголосовать за кандидата от «Единой России» Олега СОРОКУ, то стало понятно, что «управляемая демократия» вернулась. Окончательно все прояснил день выборов. На часть участков не пустили никого из наблюдателей, явка там составила 90%, при том что средняя явка по Москве – 20%, и подавляющее большинство голосов было отдано кандидату от «Единой России».
– Тем не менее СОРОКА набрал всего чуть более 30% голосов, насколько я помню…
– При всем административном ресурсе! Меня сдвинули на второе место с 25%. Поэтому и считаю, что при объединении левая и патриотическая оппозиция сможет не только бороться, но и побеждать.
– А омская политическая жизнь, на ваш взгляд, она сегодня какая?
– На мой взгляд, сегодняшняя ситуация в регионе окончательно обнулила авторитет правящей «Единой России». В том числе и благодаря системным ошибкам руководства области. Уверен, что на следующих выборах будут иметь серьезные шансы кандидаты от КПРФ и других оппозиционных партий. Надеюсь, что возродится и РОС.
– В Омске ваша партия тоже будет объединять свои усилия с КПРФ?
– Хороший вопрос, но ответ на него зависит не только от меня. Это должно быть продуманное многостороннее решение.
– А чем завершилась история с вашей поддержкой инициативной группы по проведению местного референдума?
– Я передал и официально зарегистрировал обращение инициативной группы в Конституционный суд РФ. Суд должен принять обращение к производству. Каков будет итог – предсказывать не берусь, но считаю неправовым и совершенно глупым решение омской власти об отказе в проведении местного референдума. Во многих регионах такие референдумы проводятся и укрепляют стабильность общества. Не надо бояться людей! Надо, наоборот, чаще советоваться с народом. И давать ему решать САМОМУ!
– Не могу обойти, естественно, дело ГАМБУРГА. Был ли для вас неожиданностью арест первого зампреда областного правительства?
– И да и нет. Акция против Юрия ГАМБУРГА явилась логичным финалом как ошибок новой исполнительной власти региона, так и подковерных игр опытных омских интриганов, жаждущих поставить на пост губернатора своего ставленника. Устранение ГАМБУРГА из власти не имеет ничего общего с борьбой с коррупцией, это часть примитивной политической схемы, которая должна была весной 2014-го убрать действующего губернатора Омской области и добиться в сентябре 2014-го досрочных выборов главы региона. Причем объединились ради свержения НАЗАРОВА несколько очень разных групп омских политиков и бизнесменов, каждая из которых хотела бы привести на пост губернатора своего человека. Высчитали достаточно грамотно, что они вынудят президента пойти на перемены, если дадут области негативный пиар и максимально дезорганизуют работу областнойадминистрации. Требовалось вышибить из-под НАЗАРОВА главную его организационную опору. Расчет был на то, что после громкого ареста ПЕРВОГО ЗАМА (личность роли не играла) президент выразит недоверие и самому губернатору, освободив его от должности. На сентябрь 2014 года в Омской области назначили бы досрочные выборы.
– Получается, что не сработал этот масштабный план?
– Не сработал. Если помните, сразу после задержания ГАМБУРГА по телевидению была показана встреча НАЗАРОВА с Президентом РФ, силовикам дали понять, что губернатор неприкосновенен. Но ситуация тем не менее абсурдна. Для меня, как доктора юридических наук, совершенно очевидно, что обвинение не имеет под собой никаких оснований. Все высосано из пальца. Обратите внимание – занимались этим еще при прежнем губернаторе, но все проверки заканчивались выводом: состава преступления нет. Да обязан был ГАМБУРГ подписать решение о выделении земель под садово-огородные участки, принятое комиссией! Если допустить, что он поступил не должным образом, его подписав, то адекватная ответственность – выговор от мэра города. Но прежнему руководству области нужен был скандал в городе! Попытки возбуждать уголовные дела против мэра Омска ШРЕЙДЕРА и его заместителя ГАМБУРГА, предпринимавшиеся при ПОЛЕЖАЕВЕ, ничем не закончились. НЕ БЫЛО СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ. И это по тем же земельным участкам, из-за распределения которых сейчас ГАМБУРГ арестован! Все волшебно изменилось в 2014-м. На самом деле изменилось потому, что НАЗАРОВ и ГАМБУРГ глупо повелись на провокации и поссорились с руководителями всех омских силовых структур. Скандал с председателем областного суда ЯРКОВЫМ, которого я очень ценю, знаю с 1976 года и считаю одной из самых уважаемых фигур правосудия в стране, был апофеозом. ГАМБУРГ дорого заплатил за свою самонадеянность и самостоятельность. Вокруг НАЗАРОВА же до сих пор ходят кругами. Но силовики – силовиками! Конечно, их недовольством грамотно воспользовались заговорщики, жаждущие власти над областью и ее собственностью. Кстати, вновь открытые обстоятельства – что большинство распределенных участков находится над скотомогильником, именно поэтому земельные участки могли использоваться под огороды, но не могли идти под индивидуальное жилищное строительство – они вообще рушат обвинения против ГАМБУРГА. Я бы на месте областных и городских депутатов добился объяснений от власти, каким образом и когда именно с карты города исчез скотомогильник, что страшновато – возможно, не один.
– Ваше адвокатское бюро хорошо подумало, прежде чем согласиться взяться за дело ГАМБУРГА?
– И мне, и СКУРАТОВУ не впервой противодействовать беззаконию. Очень сожалею, что силовые структуры Омской области участвуют в политических играх. Этот упрек не только в связи с делом ГАМБУРГА. Думаю, многие в Омске с беспокойством наблюдают, как город приближается к мусорному коллапсу. Позиция прокуратуры по блокаде двух из трех действующих полигонов приведет к тому, что люди, работающие в сфере переработки твердых бытовых отходов, просто обязаны будут прекратить выполнять свои обязанности, поскольку работать без лицензии – подсудное дело, и город захлебнется в мусоре. Грядущий мусорный коллапс приведет к бурному недовольству горожан, а значит, и к большим проблемам для губернатора и мэра. Истинный смысл этих действий понятен.
– Вы считаете, что мусорные полигоны – это политическая акция?
– Конечно. Ситуация по полигонам твердых бытовых отходов идентична во всех субъектах РФ. Но в других регионах этот вопрос для жителей крупных городов решился безболезненно, и только в Омске мы находимся накануне очередной волны уголовных дел. Кто от этой нестабильности выигрывает? Ситуация в регионе и без того была проблемной, но сегодня, когда от управления регионом отстранен ГАМБУРГ, который решительно сдерживал, например, приватизацию в сфере ЖКХ, ситуация на глазах ухудшается. Область стремительно летит во тьму. Я совсем не сторонник «Единой России», от ее кризиса я точно не буду испытывать дискомфорта, поскольку занимаюсь своим партийным строительством, но когда партия власти провалится на предстоящих выборах-2015, это может ударить по всем еще оставшимся в регионе грамотным управленцам. Их во власти и так все меньше.
– С трудом верится, что ГАМБУРГ – это невинная жертва заговора. Имидж Юрия Викторовича в регионе был подпорчен уже давно. Вы не думаете, что он сам сделал много ошибок и тем самым очень помог противоположной стороне?
– Сожалею, что и ГАМБУРГ, и губернатор НАЗАРОВ действительно допустили серьезные ошибки. В том числе в кадровых вопросах, в личном отношении с руководителями силовых структур, в организации работы по районам области. Они регулярно проигрывают информационную войну, позволили той же «третьей силе» спровоцировать конфликт с председателем областного суда. Я уже не говорю об ошибках, допущенных в социально-экономическом развитии региона, которые не укрепляют авторитет власти. Такие ошибки болезненны для всех. Омское землячество в Москве, например, много сделало для прихода в Омскую область российско-белорусской программы по выращиванию картофеля и топинамбура, чтобы именно в нашем регионе были селекционные центры, чтобы появились новые производства. В рамках программы выделено бюджетное финансирование в размере миллиарда рублей и еще 6 млрд рублей – внебюджетные средства. Программа уже почти год работает, белорусы в своей части имеют весомую поддержку региональных властей, а помощи от руководства нашего региона мы, к сожалению, не дождались. Сейчас стоит вопрос, что завод по производству инулина уйдет в Рязань, а по оксигенатам – в Тулу. Программа может и полностью уйти из Омской области.
– Вы уверены, что сможете победить, что ГАМБУРГ выйдет скоро на свободу?
– Абсолютно уверен в том, что он невиновен. Уголовное дело должно быть прекращено по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку из-за наличия скотомогильника нет того мифического убытка государству, жупелом которого размахивает следственный комитет. Однако не только в мире, но и в нашей стране справедливость торжествует далеко не всегда, поэтому прогнозов не даю. Тем не менее очень рассчитываю на то, что ситуация скоро изменится. Отставка губернатора НАЗАРОВА не состоялась, и для организаторов этого дела уже нет большого смысла в аресте ГАМБУРГА.
– Вы с губернатором еще не встречались?
– Нет. Но надеюсь встретиться. Я действительно все еще хочу, чтобы его команда имела успех.
– В Омской области и при ПОЛЕЖАЕВЕ были проблемы. У нас какая-то черная дыра что ли?
– Скажем так, если при губернаторе ПОЛЕЖАЕВЕ в Омской области был управляемый хаос, то к сегодняшнему дню власти успешно избавились только от его управляемости.
Выпуск газеты «Коммерческие вести» № 42 от 5 ноября 2014 года