В Омске появится площадь 300-летия
А на улице Музейной сделают пешеходную аллею с площадью и колонной. Она появится около «Эрмитажа-Сибирь» и будет выполнена в лучших питерских традициях.
Сегодня, 5 декабря, на заседании Архитектурно-градостроительного совета обсуждался проект комплексного благоустройства территории исторической части Омска в границах улиц Ивана Алексеева – Ленина – набережной реки Оми – набережной Тухачевского. Речь шла и об историческом комплексе «Омская крепость».
ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» объединило ранее представленные проекты архитекторов – Альберта Каримова, Александра Бегуна, Андрея Сергеева и Никиты Шалмина. По словам заместителя гендиректора проектного института Ларисы Масловой, необходимо благоустроить территорию площадью 20 га и реконструировать порядка 20 объектов – не только объекты «Омской крепости», но и фасады старых зданий.
– На реализацию проекта потребуется, как и обсуждалось ранее, порядка 2,5 млрд рублей. При этом времени остается мало: во второй половине 2015 года необходимо утвердить проектно-сметную документацию, – пояснила Маслова.
В документ комплексного благоустройства не вошли улица Ленина, которую планирует на свои средства реконструировать ОАО «Газпром» к 300-летию Омска, а также полуразвалившееся здание ТЭЦ-1, которое принадлежит ЗАО «Основа холдинг». В рамках проекта планируется расширение улицы Партизанской (до 14 метров) и Спартаковской (до 11 метров), Таубе, Победы в створе улицы Петра Некрасова, открытие проезда по улице Горчаковской. Также будут заменены все инженерные коммуникации вдоль этих улиц.
С улицы Ивана Алексеева необходимо обеспечить нормальный доступ к «Омской крепости», а у речного училища – расширить существующую дорогу и полностью реконструировать спортивные площадки.
– В связи с размещением на улице Музейной выставочного манежа «Эрмитаж-Сибирь» запланировано создание пешеходной аллеи, а перед зданием появится площадь, как в Санкт-Петербурге, с символической колонной, – добавил главный архитектор проектов ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» Богдан Мрыглод.
Он также рассказал, что на месте разворотной площадки по улице Партизанская, которую планируют перенести к транспортному узлу в районе улицы Фрунзе, разместится площадь 300-летия Омска. Эта идея изначально принадлежала Никите Шалмину.
В проекте предусмотрено сохранение исторической застройки и существующей структуры размещения зданий. Благоустройство самой «Омской крепости» решили делать по идеям максимально достоверной исторической среды Альберта Каримова. Между тем главный вход в «Омскую крепость» через медиацентр с видеонавесом, где будет воспроизводиться различная историческая информация, позаимствован из проекта Александра Бегуна.
В документ вошло предложение Андреева Сергеева о выходе к реке Иртыш террасами и строительстве второго этажа Тобольских ворот (как это и было исторически). Предусмотрено частичное восстановление земляных валов и повторение конфигурации берегоукрепления от Тобольских до Иртышских ворот. В устье реки Оми будет использован ландшафтный прием с повтором конфигурации валов со смотровыми площадками, чтобы не закрывать красивый вид на обе реки.
Отметим, что автомобильная дорога вдоль Иртыша в проекте отсутствует, но, по словам Ларисы Масловой, для нее оставили место.
Шесть зданий «Омской крепости» будут реконструировать (остается лишь вопрос функционального назначения), а Воскресенский собор – восстанавливать с сохранением уцелевших фундаментов.
В исторической части Омска должны появится около 30 новых памятников, памятных знаков и т. д. Например, около здания Географического общества установят памятники известным путешественникам, в «Омской крепости» – памятник Ивану Шпрингеру как основателю второй Омской крепости (или Петру I, или Екатерине II), на улице Музейной – кони Петра Клодта, около драмтетара – воссоздать часть острога и т. д.
Три архитектора-автора остались довольны совместной работой, а вот Никита Шалмин (на фото слева) был возмущен тем, что архитекторы не прислушались к его мнению насчет крепостных валов.
По мнению депутата Омского городского Совета Вячеслава Васильева и замдиректора департамента транспорта Вадима Кормильца, недостаточно решен вопрос парковок и велопарковок.
– В исторической части не должно быть много транспорта. Общественные и экскурсионные маршруты мы направим через улицу Партизанскую с остановкой и парковкой на улице Горчаковской. Вторая парковка разместится у ТЭЦ-1, – ответил Богдан Мрыглод.
Архитектор Михаил Парфенов предложил выставить проект на суд общероссийских архитекторов – конкурс «Зодчество-2014».
В финале обсуждения глава департамента архитектуры и градостроительства Анатолий Тиль поблагодарил архитекторов, отметив, что есть варианты по отдельным местам, и предложил взять проект за основу.