По волнам кризиса без компаса
Правительство не имеет внятной стратегии спасения российской экономики
Несмотря на усиление кризиса, кабинет министров не намерен переходить к мобилизационной экономике. Об этом на VI Гайдаровском форуме заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. «Россия даже в нынешних условиях не собирается закрываться от мира, менять курс в сторону создания мобилизационной модели экономического развития. Мы прошли гигантский путь от постсоветского полуразрушенного хозяйства до крупной экономики западного типа. И было бы чудовищной ошибкой вернуться в прошлое, хотя нас периодически к этому призывают, отказаться от роли активного игрока в современном глобальном мире», – заявил Медведев.
Встает вопрос: если мобилизационная экономика для нас неприемлема, какую иную стратегию готово выбрать руководство страны для спасения народного хозяйства? Увы, но выступления представителей правительства в последнее время сводятся только к констатации кризисного положения.
«Эпоха благостного развития экономики для России миновала безвозвратно», – заявил на том же Гайдаровском форуме глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. «Если оценивать черное золото по 50$ за баррель, хотя такой цены уже нет, но при оценке средних значений на предстоящий год, страна не получит около 3 трлн. рублей доходов», – сказал на той же площадке министр финансов Антон Силуанов. «Очевидно, что банковский кризис будет масштабнейшим», – вторит ему глава Сбербанка Герман Греф.
Каковы рецепты исцеления? По идее, правительство должно принять четкий план действий. В соответствии с ним законодатели должны принять необходимые нормативные акты, ведомства должны наметить конкретные шаги, бюрократический аппарат – разработать новые механизмы реализации принятых решений. Но оказывается, что ни о какой единой стратегии нет и речи. Заявления должностных лиц больше похожи на «пожарное» реагирование на текущие вызовы, а иногда и противоречат друг другу.
Так, в понедельник заместитель министра финансов Сергей Шаталов не исключил в случае усугубления кризиса поднятия налогов для бизнеса. Многие предприниматели, уже столкнувшись с удорожанием кредитов из-за повышения ключевой ставки ЦБ, стали думать о закрытии своего дела. А вот в среду на Гайдаровском форуме Улюкаев уже говорил о необходимости снижения налогового бремени. «Малый и средний бизнес готов принимать сейчас, сегодня (сигналы властей – авт.). Я считаю, что мы можем им помочь», – заявил он. Как говорится, предпринимателям осталось лишь расшифровать эти «сигналы».
Сейчас социальный блок правительства просит увеличить расходы бюджета в текущем году на 300 млрд. рублей. Но откуда их взять? Антон Силуанов не исключил, что придется продать часть валютных резервов. Но насколько правильной будет мера обменять растущие в цене сбережения в валюте на дешевеющие рубли?
Улюкаев на уже упомянутом Гайдаровском форуме призвал граждан не волноваться: «В кризис важно сохранять душевное спокойствие, иметь крепкие тылы дома в семье и думать о здоровье. А баррели, санкции – это все преходящее».
Кто ж спорит? Конечно, лучше иметь крепкие нервы и хорошее здоровье. Только как сохранить спокойствие, когда каждый день приходят сообщения не только об отвлеченных ценах на нефть, но и о подорожании продуктов питания, бытовой техники, увеличении платы за образование и выплат по кредитам?
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отсутствие внятной стратегии у правительства объясняет слабостью нашей системы государственного управления:
– Не решен вопрос, как перейти к мобилизационной экономике. Если действовать административными методами, то нынешнее государство этого не выдержит. Есть ли достаточные ресурсы, чтобы усилить государственный контроль? Тем более, в условиях системной коррупции. Скажем, можно зафиксировать валютный курс. Но это – прямая дорога на «черный» рынок, где валюта будет продаваться по реальному курсу…
Правительство сейчас действует в сложившихся политических реалиях. Понятно, что в кризис надо расширять партнерские отношения с другими странами, но есть реалии – западные санкции. Общество требует решительных мер, некоторые приводят в пример Рузвельта. Но он действовал, когда никаких санкций не было.
«СП»: – Чем объяснить довольно противоречивые заявления должностных лиц?
– Идеальная модель государственной стратегии может быть только в теории. На практике Министерство финансов думает о наполнении бюджета и выступает за повышение налогов, а Минэкономразвития думает о росте, а потому выступает за снижение налогов. А правительство учитывает разные запросы, чтобы и бюджет наполнить, и рост не пострадал. Отсюда противоречивость заявлений.
«СП»: – Но кризис продолжает усугубляться, и это признают все.
– Сейчас есть два варианта решения проблемы. Первый – расширение экономических свобод, снижение давления на предпринимателей. Похожим образом выходили из кризиса США в начале 1980-х годов. Но большой вопрос, решится ли на это государство. Второй вариант – применение административных методов, но их экономика выдержит в ограниченном объеме. Надо, видимо, принимать некоторые административные решения, направленные на расширение предпринимательских свобод. Этот сценарий наиболее вероятен.
По мнению председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Евгения Федорова, изобретать велосипед сейчас не надо:
– Во-первых, я не считаю, что нам нужна мобилизационная экономика. Ведь отлично работают немобилизационные экономики, где низкие процентные ставки, как в Европе, США или Японии. Владимир Путин уже в трех посланиях Федеральному Собранию сказал о необходимости снижения кредитных ставок и запуска рублевой экономики. Но на Гайдаровском форуме никто из участников не процитировал президента. Понятно, что собравшиеся там люди идеологически направлены в противоположную сторону от вектора, обозначенного главой государства.
Не надо ничего изобретать. На стол кладутся две схемы работы: европейской и российской экономики. Все отличия, которые есть между нами, решаются за один день. Ключевая ставка Европейского центрального банка 0,2%, производитель получает кредиты под 4%, у нас ставка ЦБ 17%, а кредиты даются под все 40%. Жесткие правила регулирования банков у нас – малое количество ограничений у них. В Европе существует национальный бизнес – у нас отсутствует. Надо просто взять такую таблицу, сравнить показатели и привести наши институты в соответствие.
«СП»: – Если все решения лежат на поверхности, то почему никто не берется за их реализацию?
– Как это никто не берется? Путин правильно обозначил стратегию. У нас все проблемы кроются в недостатке власти у главы государства. То есть надо просто поднять полномочия президента и заставить правительство и Центробанк выполнить его указания. А направления деятельности отработаны до мелочей в десятках стран.
«СП»: – Что нас ждет, если эти решения не будут приняты в ближайшем будущем?
– Сейчас рост цен составил свыше 11%, через месяц цены вырастут еще на 10%, еще через месяц – опять на 10%. Потом безработица составит 10 миллионов человек. Вот вам и ответ на вопрос, что нас ждет. А как предотвратить этот сценарий?..
Я приведу некоторую аналогию. В цирке есть жестокий прием обучения лошадей: ее зажимают в стойло, чтобы она не могла никуда деться, и бьют кнутом, пока не научится поднимать ногу. Что надо делать в российской экономике – известно всем, в том числе, и участникам Гайдаровского форума. Вопрос в том, сколько будут бить Россию, пока наши руководители не поймут необходимость принятия срочных мер? Наверное, до тех пор, пока люди массово не выйдут на улицы в поддержку Путина. Вот тогда политика Центробанка и правительства мгновенно изменится. Начнется экономический рост, пойдут инвестиции в промышленность. Вдуматься только – ЦБ фактически запрещает инвестировать рубли в российскую экономику.
– Проблема в том, что наши ответственные лица никогда ничем не управляли, а всегда плыли по течению, – говорит доктор политических наук Андрей Савельев. – Все последние годы у нас происходила постоянная деградация экономики. Пока на Россию изливался «золотой дождь» нефтедолларов, чиновники сидели, сложив руки. Если советская экономика полностью управлялась чиновниками, то нынешняя им неподконтрольна, хотя бюрократический аппарат многократно вырос.
Госдума принимает большое число законов, но сама власть их не соблюдает. Она следит за их исполнением гражданами и независимыми производителями, а все аффилированные с властью структуры по закону не живут. Чиновникам свойственен тип мышления, промежуточный между ультралиберальным и криминальным. Многие думают, что экономику можно просто разделить и рассовать по карманам олигархов. Их почему-то называют «нашими», но они чужды нам. Эти люди не могут управлять даже своими хозяйственными комплексами, которые получили в свое время почти даром. Они умеют только распродавать и спекулировать. Поэтому сложно ожидать от нынешней команды руководителей правильных шагов.
«СП»: – Что нам ждать?
– Надо готовиться к тяжелым временам и переосмыслению ценностей. Прежде нескольким миллионам человек жилось очень хорошо, а остальным не так плохо, как будет теперь. Кто сможет перестроиться – получит какие-то перспективы в будущем.
Офисный планктон вывалится на улицы крупных городов, и будет требовать возвращения хлеба и зрелищ. Но правительство предоставить это им уже будет не в состоянии. Олигархи постараются вывести свои капиталы за рубеж. Виртуальная экономика будет схлопываться, а реальный сектор вырастет.
Конечно, нынешнее правительство не сможет перейти к мобилизационной экономике, экономика перестроится сама под воздействием условий финансовой войны, в которой мы оказались. Правительство не собирается отвечать на эту войну никак. Даже если какой-нибудь план оно примет, то реализовать не сможет. Без изменения кадрового состава в самых высших эшелонах власти нельзя ответить на нынешние вызовы.
Андрей Иванов