Начало конца: муниципальная реформа в Омской области ударит лично по Назарову
Лишив жителей районов области права напрямую выбирать своего главу, региональные власти рискуют получить на местах снежный ком не решаемых проблем, отвечать за которых придется лично губернатору.
Напомним, депутаты Законодательного собрания Омской области готовятся отменить институт прямых выборов глав муниципальных образований. Соответствующий законопроект уже внесен в региональный парламент облправительством. И 19 марта депутаты решат, продолжат ли сельчане, как прежде, самостоятельно и напрямую избирать главу администрации района или же его будут назначать местные депутаты.
Несмотря на то, что федеральным законодательством при формировании муниципальной власти предусмотрена вариативность, вплоть до сохранения прямых выборов главы местного самоуправления, в Омской области решили остановиться на самой жесткой и радикальной, по мнению экспертов, форме. Предполагается, что в городе и районах области глава местного самоуправления будет выбираться депутатами из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор специальной комиссией. Примечательно, что комиссия эта по закону будет наполовину состоять из «людей губернатора», то есть глава региона, фактически, будет единолично влиять на отбор нужных ему кандидатур. А значит, и спрос будет с него.
Эксперты уже сейчас смело заявляют о необратимых негативных последствиях в случае отмены прямых выборов мэра и глав районов. По мнению заслуженного юриста России, члена консультативного совета Законодательного Собрания Александра Костюкова, коррупционная составляющая у подобной модели «колоссальная».
«Мы высшую форму замещения должностей, в том числе и в муниципальных образованиях, меняем на формальное назначение. Потому что когда конкурсная комиссия рекомендует представительному органу кандидатуру, она не будет демократию устраивать, и представительный орган с ней согласится. Я вам могу сказать, что такой несуразицы в новейшей истории не было никогда. Так нам можно дойти до идиотизма и предложить губернатору сразу три кандидатуры: первого арестуют через год, второго еще через год, третий, может, усидит какое-то время. Я вам серьезно говорю, здесь коррупционная составляющая колоссальная»,- заявлял Александр Костюков при обсуждении реформы на заседании комитета Заксобрания по законодательству 11 марта.
На этот счет есть и официальная позиция президента Путина, который еще в 2013 году на своей пресс-конференции заявил, что «мэров надо только выбирать».
«Муниципальный уровень самый близкий к народу, это должны быть такие люди, которых граждане знают лично, могут с ним прийти, поговорить, обсудить, высказать позицию, — отметил тогда президент. – Нужно прямое общение граждан с муниципалитетом».
Стоит сказать, что в ряде субъектов РФ региональные власти идут на сохранение прямых выборов глав муниципалитетов. Так, мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил«Интерфаксу», что выступает против отмены выборов главы города и губернатор Владимир Городецкий поддерживает его в этом вопросе.
В Свердловской области депутаты гордумы Екатеринбурга, несмотря на требования региональных властей, выступают против реформы МСУ и настаивают на проведении общественных слушаний по данному вопросу.
О намерении вернуть прямые выборы мэров заявляют в пяти городах Красноярского края, в том числе в столице региона. В крае недавно был принят закон, по которому глав муниципалитетов будут выбирать из числа кандидатов, представленных специальной комиссией, что вызвало отрицательную реакцию в целом ряде муниципальных парламентов.
Понятно желание облправительства выстроить четкую вертикаль с главой регионального центра. Подотчетность мэра Омска губернатору региона, возможно, позволит в будущем уйти от пресловутых информационных войн и бюджетных конфликтов. Собственно в этом и заключался скрытый смысл реформы, затеянной Кремлем и ориентированной преимущественно на крупные города.
Но в случае с районами области, губернатор рискует получить одну лишь головную боль вместо повышения управляемости территориями. Мелкие муниципалитеты, как раз те, о которых говорил Путин в 2013 году, страдающие от постоянного дефицита бюджета и утопающие в болоте социальных проблем, лишатся последнего – ответственного и подотчетного населению руководства. Винить в своих бедах местные жители будут не наемного сити-менеджера (какой с него спрос…), а того, кто его «поставил», то есть губернатора.
Отметим, что главы районов уже протестуют против неоднозначной и не имеющей поддержки на местах реформы.
Очевидно, что окружение губернатора, в попытках «протащить» законопроект до начала апреля и действовать по новой модели уже на сентябрьских выборах, тем самым подставляет своего шефа. Об этом говорит, хотя бы то, что глава региона откровенно «плавал» в содержании законопроекта, авторами которого, вероятно, являются сотрудники аппарата губернатора.
Вот как прокомментировал Виктор Назаров внесение законопроекта на рассмотрение Заксобрания:
«Мы с учетом мнения мэра города, с учетом рабочей группы городского совета вышли с обращением в Законодательное собрание по изменению законодательства муниципальных выборов, где мэр города будет избираться комиссионно из состава депутатов горсовета и по предложению губернатора региона – это 50/50. Это будут те же самые выборы, только изменения выборной системы. Именно избирается комиссионно на паритетных условиях: губернатор, районные советы и городские советы. Поэтому мы скорее всего пойдем на то, чтобы эту же систему распространить на муниципальные органы власти».
То ли губернатор не читал разработанный его подчиненными законопроект, то ли подчиненные направили в Заксобрание документ с изменениями, не согласованными у Назарова. Так или иначе, глава региона ошибся в пересказе сути законопроекта. Направленный на рассмотрение депутатов законопроект не подразумевает избрания главы местного самоуправления из числа депутатов местного совета, как то пытался представить журналистам губернатор.
Остается лишь гадать, как при такой неразберихе еще на уровне внесения законопроекта, областные чиновники собрались реализовывать саму реформу. Возникают небезосновательные сомнения, что действующая команда губернатора способна организовать оперативное внесение изменений в уставы муниципальных районов, создать конкурсные комиссии, сформировать кадровый резерв, найти и отобрать кандидатуры и, наконец, обеспечить «правильное» голосование райсоветов. Хотя может все это и не потребуется, если депутаты Законодательного Собрания Омской области 19 марта выступят в интересах своих избирателей и сохранят им право выбора.