К юбилею народной артистки СССР Юлии Борисовой. Вахтанговцы в Омске
«Единственное, о чем не могу сказать ничего определенного, так это о взглядах на жизнь Юлии Борисовой: ее красота была настолько удивительна, что – каюсь – когда она говорила, я, сраженный ее обаянием, не подвергал особому анализу сказанное» — из воспоминаний Владимира Новосельцева.
«Первым серьезным испытанием на новом месте (секретаря Омского горкома партии — В.Н.) стала организация летних гастролей театра имени Е.Вахтангова. К гастролям вахтанговцев готовился весь город. Омск с нетерпением ждал их не только потому, что этот театр – один из лучших в стране, но и потому, что судьба этого коллектива прочно связана с историей нашего города и Великой Отечественной войной. Вот как это было.
В октябре 1941 года, когда враг стоял у стен Москвы, театр имени Е.Вахтангова был эвакуирован в Омск. Омичи делились с прибывшими всем, чем могли, создавали условия для быта и творчества. Коллектив выступал на сцене местного драмтеатра, построенного еще до революции, в очередь с омской труппой. Вахтанговцы показывали все свои лучшие довоенные спектакли: всегда великолепную «Принцессу Турандот», «Ревизора», «Егора Булычева, «Дон-Кихот» и другие. В то время с театральной труппой работали известные режиссеры: Алексей Денисович Дикий и Николай Павлович Охлопков.
Здесь рождались и новые спектакли. Первым на Омской сцене был поставлен спектакль «Олеко Дундич». Главного героя замечательно сыграл Рубен Симонов. Эта постановка стала событием в театральной жизни города. В специальном постановлении бюро обкома партии и облисполкома (28 февраля 1942 г.) отмечалось: «Постановкой патриотического спектакля театр сделал ценный вклад в дело мобилизации трудящихся на разгром наших смертных врагов». Всего вахтанговцы сыграли в Омске более 600 спектаклей, из них почти 200 выездных, провели множество шефских концертов для жителей города и области. Средства от них поступали в фонд помощи фронту.
……И вот почти через 34 года, 1 июня 1977 года, артисты прославленного коллектива сошли на Омскую землю. И – началось. Беспрерывной чередой – встречи со зрителями, пресс-конференции, спектакли – яркая круговерть, которая характерна для столь крупных культурных событий… В спектакле на открытии ( разумеется это была «Принцесса Турандот») блистали Михаил Ульянов, Юлия Борисова, Николай Гриценко, Юрий Яковлев, Василий Лановой. Никогда до этого омский зритель не видел на одной сцене такого количества народных артистов СССР!
В Омске — «Вахтанговцы».
Справа налево: М.Ульянов, В.Новосельцев, Ю.Борисова, Н.Плотников, Н.Бревнова. 1977 г.
С этого памятного вечера прошло почти 20 лет (а сейчас почти 40 лет –В.Н.), но я настолько эмоционально воспринимал все происходящее, что и сейчас в деталях помню и взволнованные выступления на торжественном открытии гастролей, и сам спектакль, и даже остроумные тосты, произнесенные театральными звездами на официальном приеме.
Забот было много: спектакли шли на многих площадках, много было встреч на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах области. Месяц пролетел, как один день. Возвращаясь домой ближе к полуночи, а иногда и позже (сибирское гостеприимство известно всем), я, казалось, совершенно не уставал. Наверное, потому, что само по себе каждодневное общение с интересными людьми заряжало положительной энергией. Я внимательно присматривался к новой для меня категории людей. На жизнь, на процессы, происходящие в обществе, не говоря уже о творческих проблемах, каждый из них смотрел по-разному. Например, значительно разнились взгляды на жизнь в театре и обществе у Василия Ланового и Николая Гриценко, у Юрия Яковлева и Михаила Ульянова. Единственное, о чем не могу сказать ничего определенного, так это о взглядах на жизнь Юлии Борисовой.: ее красота была настолько удивительна, что – каюсь – когда она говорила, я, сраженный ее обаянием, не подвергал особому анализу сказанное.
В одном знаменитости были похожи: в чувстве юмора, я бы сказал, несколько даже аффектированном. Мне приходилось встречаться с разными актерами, и иногда они, случалось, рассказывали в поездках или на досуге одни и те же анекдоты… Но насколько они казались неодинаковыми в оценке тех или иных личностей! У каждого оказывался свой сценарий, своя изюминка. Я страшно жалею, что не было тогда у меня миниатюрного диктофона, чтобы записать все услышанное. Даже старый анекдот в устах великого артиста становится произведением искусства.
И еще одно наблюдение. На неофициальных встречах произносилось много тостов, которые сами по себе были оригинально составлены, что до самого конца невозможно догадаться, чем же закончится витиеватое славословие, и кого из своих коллег говорящий молниеносно уколет последней, разящей словно шпага, фразой.
И еще я заметил, что актеры за столом не пели. Если хозяева заводили песню, они подхватывали. Сами же больше в разговорном жанре.
Не скрою, что больше всего мне был интересен мой земляк Михаил Александрович Ульянов, который родился в деревне Бергамак Муромцевского района, а позже жил в г. Таре. Здесь в 1942 году группа эвакуированных артистов организовала театр, где юный Михаил сделал первые шаги на сцене. Затем он два года проучился в театральной студии при Омском драматическом театре и поступил в Москве в театральное училище им. Б.Щукина. Вся остальная его артистическая судьба связана с театром им. Е.Вахтангова. Во время гастролей в Омске Ульянова можно было увидеть в самых разных ролях: стража Бригеллы («Принцесса Турандот»), ироничного и смелого директора Друянова («День-деньской»), командующего фронтом генерала Горлова («Конармия»), неистового Рогожина («Идиот»). И всюду — блеск мастерства и таланта, всюду – заслуженный успех.
В заключение скажу, что всего на гастрольных спектаклях побывали 75 тысяч омичей. Не случилось никаких ЧП, никаких сбоев программы. Оценка организации гастролей была дана высокая, так что я считал, что мое боевое крещение на культурной ниве прошло успешно.»
Фото у Омского драмтеатра:
Источник: В.С.Новосельцев. На переломе эпох. Записка дипломата. М.,2005. С.40-44