Виктор Лапухин: «Омск по-прежнему законодатель культуры в России»
Очередным гостем проекта «Детектор правды» стал министр культуры Омской области Виктор Лапухин. По традиции большинство наших вопросов начиналось
с фразы: «Правда ли, что…»
Такой помощи из Москвы никогда не было
– Виктор Прокопьевич, правда ли, что Закон о культуре, который передан в Госдуму, несовершенен, как выразилась Надежда Бабкина, сырой? И что изменилось с принятием Закона «О государственной культурной политике»?
– Надежда Георгиевна – человек творческий, у нее свое мнение. А мы ждем принятия этого законопроекта, над которым продолжается работа. Закон 1991 года искусство, культуру представлял как сферу услуг населению, против чего активно выступали наши ведущие артисты, музыканты. Закон «О государственной культурной политике», как сказал президент В. Путин, возвращает ей высокое общественное предназначение. Министерство культуры России предлагает в новом законе конкретизировать правовые нормы работы всех сфер культуры, потому что сегодня есть законы о библиотечном и музейном деле, а о театрах и культурно-досуговой деятельности нет.
– В 2013 – 2014 годах в область на культуру было привлечено около миллиарда федеральных средств. Как помогает центр в 2015 году?
– С учетом средств на реставрацию памятников федерального значения денег было выделено больше миллиарда. В 2015 году в омскую культуру вкладывается 431 млн. Таким образом, речь идет примерно о двух миллиардах средств из федерального бюджета за три года. Такой помощи из Москвы никогда не было.
– Федеральные деньги выделены, в частности, на возведение Центра культурного развития в Калачинске. Началась ли стройка?
– 5 июня 2015 года проведен открытый электронный аукцион, победителем признано ООО «Стройсервис». Подрядчик начал работу. В нынешнем году ассигнования на объект составят почти 75 млн. рублей, из них 50 – за счет федеральных средств, остальное – из областного бюджета. Срок окончания строительства – 25 августа 2016 года.
– А когда справит новоселье многострадальный театр «Галерка»?
– Готовность объекта сегодня – 30 процентов. Поменялся подрядчик, и по графику есть небольшое отставание. Торжественное открытие тем не менее планируется 1 августа 2016 года. До конца нынешнего на этой стройке должны освоить 250 млн. рублей. По новому закону все неосвоенные федеральные средства возвращаются в федеральный бюджет.
– Правда ли, что так и произошло на реставрации Никольского казачьего собора год назад?
– В прошлом году на этот объект было выделено 17 млн. Подрядчик начал реставрацию, увидел, что «плывет» фундамент, и остановил работы. Мы вызвали экспертов. Провели новые торги, которые выиграла та же компания, что ведет реставрацию здания коммерческого училища по Партизанской, 8. Из 17 млн. восемь действительно вернулись в федеральный бюджет. Но в начале года снова были у нас, так как строительство и финансирование перешло на нынешний год.
– Будет ли закончена реставрация храма к 300-летнему юбилею Омска?
– Гораздо раньше – в конце этого года. Кроме того, в 2016 будут отреставрированы Спасский собор в Таре и здание кирхи, где сегодня находится музей УВД.
– Скоро ли начнется реконструкция здания под центр «Эрмитаж-Сибирь»?
– КУОО «Омскоблстройзаказчик» был объявлен электронный аукцион на выполнение комплекса работ по объекту, начальная цена контракта – 526 млн. 728 тыс. рублей. 14 августа вопрос о подрядчике был решен. Единственной организацией, подавшей заявку, было ООО «СтройИнвестКомплектация» из Санкт-Петербурга. К 6 августа 2016 года предполагаем ввести здание в строй, отреставрировав фасады, сделав внутреннюю перепланировку и отделку, закупим оборудование. Но сама выставка эрмитажных коллекций будет готова только к 2018 году.
– А какова судьба проекта «Омская крепость»?
– Проект прошел государственную экспертизу. К юбилею города должны быть отреставрированы шесть зданий. Мы выдали городскому департаменту строительства разрешения на реконструкцию двух объектов за счет областных средств: здания арсенала и кухни и столовой Омского резервного батальона. Объявлен конкурс на выполнение работ по реконструкции.
– Будет ли восстановлен Воскресенский собор?
– Будет. Что такое Омская крепость без собора? Служебные помещения. Храм есть в проекте, стоимость строительства – 130 млн., 91из них – федеральные, остальные нам надо найти. К юбилею возвести, может быть, не успеем, но стараться будем.
«Возврата к цензуре не будет»
– Каким будет самое крупное событие Года литературы?
– Таким станет традиционный Всероссийский литературный фестиваль «Омская зима», который планируется провести в декабре 2015 года. В программе – творческие встречи, «круглые столы», мастер-классы для молодых авторов, концертные программы и вечера поэзии.
– Мог бы в Омске, на ваш взгляд, произойти такой театральный скандал, как в Новосибирске с оперой «Тангейзер»?
– Думаю, нет. Конечно, никто не застрахован от возможных скандалов, любая пьеса может вызвать общественный резонанс. У нас были и могут быть спорные спектакли, но никогда никто не опускался до оскорбительных постановок на тему православия и религии вообще.
– Что может быть преградой такому замыслу?
– Коллективный разум – худсоветы. Я за то, чтобы они работали. Если бы в Новосибирском театре оперы и балета здорово работал худсовет, там бы скандала не произошло. У нас, например, в академическом театре драмы худсовет, созданный еще при директоре Мигдате Ханжарове, никогда не прекращал работу, и при Борисе Мездриче тоже. Выдвигают кандидатуры, потом – тайное голосование. Если мнения разошлись, то и повторное. Худсоветы порой проходят бурно. Кто-то встает, заявляет, что выходит из совета, хлопает дверью, потом возвращается. Но это на пользу театру.
– Насколько министерство, как учредитель, может влиять на творческий процесс?
– Мы не вправе диктовать деятелям искусства, что и как они должны делать в своем творчестве. Свобода творчества гарантирована Конституцией. Когда меня критикуют в СМИ, что министерство недостаточно влияет на репертуар театров, это означает, что меня призывают к нарушению закона. Я сам был директором театра с 26 лет и носил визировать пьесы, которые никто не читал. Возврата к цензуре не будет.
– Правда ли, что после ухода из жизни директора «Пятого театра» Александры Юрковой высказывалась идея присоединить коллектив к другому театру?
– Этого мы делать не будем. Конечно, у нас в области по нормативам театров с избытком. Областному центру полагается иметь четыре театра: кукол, ТЮЗ, драматический и музыкальный. Но не представляю, как можно закрыть профессиональный театр. И у «Пятого», и у «Галерки» – своя ниша, свой зритель. «Галерка» восемь лет без здания, а зрители за ним ходят по разным площадкам.
– В «Пятом» сегодня трудная ситуация: ни директора, ни главного режиссера. Как она будет разрешена?
– Да, действительно, никто не ожидал и не мог предположить, что такое случится. Мы договорились с Никитой Гриншпуном, что он останется очередным режиссером, и он слово держит. Главная задача – найти директора. Были предложения опытных режиссеров от театрального сообщества России, одни в солидном возрасте, другие давно трудятся в иных сферах. Важно не ошибиться. Александра Илларионовна была коллективу мамой, папой и в то же время лидером.
– Будут ли омские учреждения культуры преобразованы в автономные?
– Сегодня в этом статусе 80 процентов концертных организаций России. А у нас на это не пошло ни одно бюджетное учреждение, и это было правильно. Время поменялось. Автономное учреждение имеет госзадание, бюджетные деньги, но при этом большую экономическую свободу. Разумеется, и большую ответственность. Омская филармония зарабатывает под 80 миллионов в год. Директор Андрей Чувашов – профессионал, не случайно он вновь переизбран на пост исполнительного директора Союза концертных организаций России. Он сам знаменитый артист и разговаривает с музыкантами на одном языке. В отличной форме все творческие коллективы. Государственный Омский русский народный хор омолодился, набрал большую силу и в год своего 65-летнего юбилея приглашен выступить в Концертном зале им. Чайковского. Уйти в автономное учреждение – это предложение директора филармонии, и, я думаю, мы его поддержим. В новом статусе будет легче организовать, скажем, конкурс скрипачей им. Юрия Янкелевича.
– Приобретена ли скрипка – приз будущему победителю?
– Инструмент, который мы сейчас рассматриваем, – начала XIX века и стоит 100 тысяч евро, плюс НДС, растаможка. Раньше приобретали за 60 – 70 тысяч, да и евро был дешевле. Оплатить инструмент согласились два благотворительных фонда. Возможно, было бы справедливо, чтобы скрипка оставалась собственностью фонда и давалась победителю на время между конкурсами, как принято на многих подобных музыкальных состязаниях. Но этот вопрос нужно согласовать с президентом конкурса Владимиром Спиваковым.
Тайны музейного подземелья
– В трудной экономической ситуации ожидается ли секвестр проектов, фестивалей?
– В 2015 году никаких сокращений не будет. Сейчас мы работаем над прогнозом бюджета на 2016 год. Но это год 300-летия Омска, и все наши крупные проекты, в том числе фестивали, вошли в постановление правительства о подготовке к юбилею.
– Аэропорт Федоровка и метро тоже вошли. И вышли…
– Это несопоставимые цифры финансирования. Сейчас рассматривается возможность сохранить наиболее значимые проекты. Правительством Омской области при решении вопроса о секвестировании будет применен индивидуальный подход к каждому. Мы планируем в 2016 году провести фестивали «Академия», «Душа России», «Единение». Подарком омичам станет большой концерт классической музыки на Соборной площади с участием маэстро Валерия Гергиева и хора из тысячи голосов.
– Средняя зарплата работников культуры области по итогам прошлого года составила около 17 тысяч рублей. Какой будет в конце 2015-го?
– «Дорожная карта» по выполнению майских указов президента 2012 года поменялась не по нашей инициативе. В марте 2015 года заключено дополнительное соглашение между правительством Омской области и Министерством культуры Российской Федерации, которым предусмотрено обеспечить в 2015 году сохранение уровня средней заработной платы работников учреждений культуры, достигнутого в 2014 году. В целом по отрасли это порядка 17619 руб., что составит 66 процентов по отношению к средней заработной плате в регионе. В госучреждениях, школах искусств, средних образовательных учреждениях зарплата выше – от 19 до 22 тысяч, меньше – в муниципальных.
– Останутся ли премии сельским учреждениям культуры и лучшим работникам культуры на селе?
– Останутся. Конкурс стал хорошим стимулом для развития учреждений культуры и профессионального роста их работников. В этом году конкурс состоялся в третий раз. 25 учреждений получили по 100 тысяч рублей, 13 работников – по 50 тысяч.
– Как развивается частно-государственное партнерство?
– Мы ждем принятия соответствующего закона, тем не менее у нас уже есть опыт такого сотрудничества. С 2013 года Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» проходит благодаря соглашению между министерством культуры Омской области, благотворительным фондом «Мечте навстречу» и ООО «Дом кино». Еще пример. В рамках государственно-частного партнерства на территории комплекса загородного отдыха «Сказка» размещена постоянная экспозиция Государственного Большереченского зоопарка. А с принятием закона вернемся к вопросу о реконструкции ТЮЗа в формате концессии. Там необходима реконструкция и переоснащение.
– В конце 2014 года вы назвали впечатляющую цифру: отремонтированы 300 сельских учреждений культуры. Эта работа будет продолжена?
– Да, за три года на эти цели было израсходовано более 300 миллионов рублей, а прежде на софинансирование ремонта выделялось около 30 миллионов в год на 32 района области. В один год были введены в строй Дома культуры в Нижнеомском, Марьяновском, Нововаршавском, Любинском районах. Глава региона Виктор Иванович Назаров предложил решать проблему так: область помогает тогда, когда район тоже выделяет деньги и находит хозяина, участвующего в финансировании. А крепкие хозяйства есть в любом районе, и это их бывшие клубы нуждаются в ремонте. И главы районов откликнулись. У нас есть примеры, когда клубы возвращали к жизни методом народной стройки. Так было в селе Фрунзе Тарского района. Недавно ввели в строй клуб в Бердянке Азовского района. На это не потрачено ни копейки бюджетных средств, нашли спонсора в городе. Конечно, будем стараться и дальше действовать так же.
– Много ли еще проблемных учреждений культуры?
– В Тюкалинске стоит прекрасное здание, а внутри пусто. Чтобы запустить районный ДК, нужно 80 млн. Сгорел большеуковский Дом культуры, здесь нужны как минимум 200 млн. В Усть- Ишиме деревянный ДК постройки 1938 года, нужен Дом культуры в Колосовке. Я говорил с министром культуры Владимиром Мединским о необходимости федеральной программы или грантов на ремонт районных учреждений культуры. Но и в городе есть большие проблемы. Например, с музеем имени Врубеля. Под цокольным этажом музея – подземная галерея, выходящая на 14 метров в сквер. Она была построена для подвозки товаров на телегах – ведь изначально в здании были торговые ряды. Галерея является памятником архитектуры, но сегодня здесь грибок, влага, строительный мусор. А рядом проходит нитка водопровода. Есть проект реставрации, вопрос в средствах. А реставрировать надо, потому что 100 лет назад строили фактически без фундамента, здание музея может «поплыть».
Плюс архив и туризм
– Вы говорили, что поддерживаете предложение о создании самостоятельного вуза культуры. Каковы ваши следующие шаги?
– Обращение к министру образования России Дмитрию Ливанову. У нас среди работников культуры и искусства только 49,5 процента специалистов с высшим образованием. Омск – законодатель культуры в Сибири, и этот статус еще не потерял. Но половина специалистов без высшего образования – это нонсенс. Выпускники факультета культуры и искусства ОмГУ – капля в море. Несколько лет назад там было 12 бюджетных мест, второй год хлопотами руководства области, нашими, депутатов Госдумы получили 70 мест. Министерство культуры России, Минфин за то, чтобы на базе факультета был вуз, против только министр образования. Нужно его убеждать пойти нам навстречу.
– Хозяйство министерства культуры приросло архивным управлением. Останется ли самостоятельным Центр изучения истории Гражданской войны? Правда ли, что он может стать филиалом историко-краеведческого музея?
– Такое желание было у директора музея Петра Вибе, когда Центр только создавался. Но жизнь показала, что при государственном архиве учреждению лучше. Это единственный в России историко-культурный комплекс, сочетающий в себе функции архива, экспозиционно выставочной площадки и мемориального учреждения. Дело не только в большом числе экскурсий и посещении именитых гостей. Здесь развивается наука, идет плодотворная работа с архивом, проводятся международные конференции. Так и будет дальше.
– В ведение министерства перешла и отрасль туризма. Какая идея по развитию туризма вам кажется наиболее плодотворной?
– Сибирский тракт, самая протяженная в мире транспортная артерия с богатой историей, – это брэнд, и именно идея Сибирского тракта уже включена в программу развития туризма России. Создана Ассоциация межмуниципального сотрудничества, ее председатель – глава Тюкалинского района Иван Куцевич. Мы пошли по самому трудному пути: в ассоциацию вступают муниципальные образования, объединились уже 14. Но благодаря этому проект мне кажется жизненным. В сентябре в Бурятии пройдет Неделя туризма в Сибири, где будет обсуждаться дальнейшее развитие проекта. В ассоциацию «Сибирский тракт» войдет еще ряд муниципальных образований Бурятии и Забайкальского края. Еще один проект, вопрос о финансировании которого Министерством культуры России сейчас решается, – создание в Омске познавательного велосипедного и пешеходного туристского маршрута «Иртышский берег». Предполагается открытие велопешеходной дорожки от Ленинградского моста до парка «Зеленый остров», установка велопарковок возле объектов культуры и указателей туристкой навигации.
– Какое культурное впечатление было у вас самым ярким за последнее время?
– Проект Надежды Бабкиной. Я проехал с ней по районам, и в каждом на площади собиралось около 5 тысяч зрителей. И в Калачинске, и в Русской Поляне, и в Любино, и в Полтавке, где всего 10 тысяч жителей. И праздник «Играй, гармонь!» в Большеречье удался. Приехал ансамбль Геннадия Заволокина «Частушка», прошли съемки телепрограммы, но люди собрались не только посмотреть на гостей. На нашем областном празднике «Играй, гармонь» выступили артисты из 19 районов, только гармонистов было под 300. И три тысячи зрителей.