Из 150 омских школ только в 12 есть продленка
«ОМСКРЕГИОН» изучил ситуацию с продленкой спустя год после отмены бесплатных групп продленного дня. Выяснилось, что платный присмотр за детьми в школах не пользуется популярностью. Родители оставляют детей дома на свой страх и риск.
В прошлом году с принятием нового федерального закона работающие десятилетиями в школах группы продленного дня были закрыты, а ставки педагогов продленки — сокращены. Дело в том, что новая законодательная норма (ч. 7 ст. 66 ФЗ «Об образовании» № 273 от 2012 года) разделила понятия «образование» и «уход и присмотр за детьми в стенах образовательных учреждений».
Организовать группы продленного дня можно, но лишь на платной для родителей основе. Для этого необходимо письменное заявление от необходимого количества родителей (не менее 25) и воля руководителя образовательного учреждения.
Если в прошлом году лишь небольшая часть городских школ не имела лицензии на осуществление коммерческой деятельности, то в этом, по словам главного специалиста отдела общего образования департамента образования горадминистрации Омска Ольги Овчинниковой, большинство образовательных учреждений имеет весь необходимый пакет документов для организации платных групп продленного дня.
«Администрация школ обязана изучить запрос родителей на наличие групп продленного дня», — пояснила работник департамента.
По данным ведомства, сегодня лишь в 12 из 150 городских школах работают группы продленного дня (№ 17, 28, 37, 46, 74, 82, 130, 137, 138, 142, 143, 159). Число детей, посещающих продленку, составляет от 15 до 25.
В соответствии с постановлением горадминистрации от 25 сентября 2014 года № 1280-П был определен размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных учреждениях Омска. Он составляет 32,42 рубля в день за одного ребенка.
Изначально сумма кажется небольшой. Однако это только плата за присмотр. Дополнительно родителями оплачивается питание. В течение дня школьника должны накормить три раза (завтрак, обед и полдник). В итоге общая сумма платы за «продленку» выходит более 4 тыс. рублей в месяц. Плюс к этому родителям еще необходимо скинуться на канцелярские товары и занимательные игры для детей, чтобы до 17–18 часов, когда их заберут родители, они чем-то были заняты.
Из-за высокой стоимости услуги большинство омичей отказались от предлагаемой продленки. Еще большая финансовая нагрузка ложится на родителей нескольких детей и одиноких матерей и отцов. Поэтому у специалиста департамента образования есть опасение, что из этих 12 на сегодня существующих групп, к новому году останется лишь часть. Именно так и произошло в прошлом году.
«В начале учебного года родители изъявляют желание на посещение их детей ГПД (группа продленного дня), так как им необходима группа продленного дня в силу занятости на работе. Их устраивает определенная в 32,42 рубля стоимость за присмотр. Но дополнительно к данной сумме родителям необходимо платить еще за питание. Так общая сумма может выходить около 3,5 тыс. рублей. Вот и получается, что вначале родители хотят и даже требуют организовать продленку, а потом, сталкиваясь с финансовыми трудностями, отказываются. В прошлом году у нас была такая ситуация в нескольких школах. К декабрю- из 25 человек в группе оставалось трое», — пояснила Ольга Овчинникова.
Такие непопулярные группы продленного дня школы вынуждены были закрыть, так как специально нанятому человеку просто нечем было платить. Воспитатель не получает доплат из фондов, он также не получает заработную плату, так как нет выделенной единицы в штатном расписании учреждения. Это дополнительная платная услуга, которую предоставляет образовательное учреждение.
Между тем родители учеников начальной школы испытывают крайнюю необходимость в присмотре за ребенком в рабочее время. В младших классах, как правило, 4-5 уроков, а значит, большую часть дня ребенок предоставлен сам себе.
«Мой ребенок учится во 2-м классе 110-й школы, и у нас продленки, даже платной, нет. Мы записали его во всевозможные кружки в школе, так как с утра до вечера я и супруг работаем. Однако до и после занятий (учимся во вторую смену) ребенок дома один. Безусловно, мы постоянно по очереди контролируем его по телефону, но нас там нет, и мы не видим, что он делает. Один раз вечером мы обнаружили гору пепла на балконе. Сын, по его признанию, проводил опыты с бумагой и спичками. Он объяснил, что ему было интересно смотреть на горящие снежки, которые он делал из газеты, а после поджигал. К счастью, эксперименты были без глобальных последствий. В таком возрасте детям интересно то, что взрослый делать не будет из-за возможной опасности. У ребенка просто нет такого чувства самосохранения, и он не всегда анализирует, к чему какой-нибудь опыт может привести. Если бы была возможность отдать его в группу продленного дня, то у него бы просто времени не было бы что-нибудь сотворить», — рассказала мама школьника Мария Г.
Ко всему прочему ранее с продленок родители забирали детей практически всегда с готовым уже домашним заданием. Теперь же, даже если и есть группа продленного дня, то «домашку» с детьми никто не выполняет. Это просто не входит в обязанность учителя, ведь он осуществляет «присмотр и уход за ребенком». Поэтому после наряженного рабочего дня родители вынуждены сидеть часами, чтобы выполнить домашние задания с ребенком.
«Некоторые задания достаточно сложные. Даже сами формулировки идут с причастными и деепричастными оборотами, в несколько строк. Порой взрослому, чтобы понять, что нужно сделать, приходится читать не по разу. Предмет “Окружающий мир” мы иногда делам до двенадцати, до часу ночи. Там очень много практических заданий, опытов, которые нужно проводить и итоги записывать. Иногда получается, как в анекдоте про то, что делая уроки, мать охрипла, ребенок оглох, а соседи все выучили. Видимо те, кто принимал закон, просто не воспитывают детей и внуков, либо у них имеются персональные воспитатели и учителя», — добавила мама второклашки.
Кстати, этим летом депутат Госдумы Олег Смолин пытался провести законопроект о возвращении к бесплатной продленке (парламентарий прекрасно знает проблему отсутствия продленки изнутри, так как его внук в прошлом году пошел в школу, где также нет продленки), но Правительство РФ, Минобрнауки и комитет по образованию Госдумы не поддержали инициативу. Законопроект об исключении «возможности взимания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях» какой-либо платы за уход и присмотр за детьми после уроков не прошел.
По мнению комитета, рассматривавшего проект закона, в случае реализации депутатской инициативы из государственного бюджета потребуются дополнительные расходы, а сами школы, не имея средств на оплату услуг по уходу и присмотру за учениками, продленку больше предложить не смогут.
«Да, законопроект о возвращении к бесплатной продленке получил отрицательное заключение правительства, Минобрнауки, профильного комитета. Хотя только на первом этапе обсуждения этого законопроекта в обществе в его поддержку было собрано 65 тысяч подписей россиян. Сейчас, я уверен, этих подписей еще больше. Что интересно, ранее о том, что продленка должна быть бесплатной, на встрече с депутатами Госдумы высказывался министр образования Дмитрий Ливанов. И представители фракции ЕР ругали его за то, что не подписал специальное письмо о том, чтобы продленные группы были бесплатными. В общем, получается парадоксальная картина: все на словах за то, чтобы продленка была бесплатной, а на деле она остается по-прежнему платной», — отметил первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.
Главный специалист отдела общего образования департамента образования горадминистрации Омска Ольга Овчинникова также выступает за возвращение бесплатной продленки, однако не уверена, что так будет. Специалисты надеются на введение хотя бы адресной помощи родителям в этом вопросе. Пока же департамент бесплатно может организовать до 10 часов в неделю внеклассной работы. Как показывает практика, родители стараются записать ребенка на все кружки, ведь тогда они точно будут знать, что хоть какое-то время ребенок не проводит «опыты», которые пришли ему в голову.