Мытари и «овцы»
На встрече с лучшими учителями страны президент Владимир Путин процитировал Михаила Лермонтова. В его «Прощай, немытая Россия» есть такие слова: «страна рабов, страна господ». Написанное в 1841 году, оно становится всё актуальнее сегодня, особенно когда в начале следующего года мы извлечём из почтовых ящиков налоговые уведомления по новым правилам – с кадастровой стоимости квартир и несчастных шести соток. И тогда поймём – большинство россиян вновь стали рабами в собственной стране.
Ты помнишь, как всё начиналось?
Информационная шумиха по поводу бесплатной приватизации квартир и дачных участков началась в середине 90-х годов прошлого века и сопровождалась лозунгами типа «Коммунисты вам не давали ничего в собственность, а мы – либералы – дадим». А так как квартирный вопрос для россиян – предмет сакральный, то миллионы людей бросились в разврат приватизации. По данным Росстата, во время «квартирной лихорадки» было приватизировано практически всё жильё, подлежащее приватизации, –76%. Доля частного жилья в нашей стране, по словам статистиков, является одной из самых высоких в мире – более 30 млн человек стали собственниками жилой недвижимости. Уже тогда умные люди предупреждали, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке» и что наследники дела Гайдара – Чубайса обязательно найдут способ, чтобы нас ограбить. Так и произошло.
Так как прямое повышение налогов – дело для правительства неблагодарное, тем более в период кризиса, то решено налоги не увеличивать, а значительно – в разы – переоценить налогооблагаемую базу. То есть хитрым законодательным финтом увеличить в свою пользу стоимость квартир, дач, садовых домиков.
С нового 2016 года большинство жителей России будут платить налог за свои квадратные метры не с инвентаризационной стоимости своих квартир, в которых учитывалось всё – дата постройки дома, износ основных коммуникаций и прочее, прочее, прочее. А с якобы рыночной цены, которую, чтобы не пугать обывателей, назвали кадастровой. Народ дал более точное определение – грабительская. Суть, как всегда у наших депутатов, в деталях.
Кто девушку ужинает…
Раньше мы платили максимум 2% от инвентаризационной стоимости квартиры, которую оценивала государственная структура Бюро технической инвентаризации (БТИ). Сумма налога была понятна и прозрачна. Чем старше дом – тем меньше оценивался квадратный метр и тем меньше был налог. Квартира могла стоить даже смешные сегодня 200 тыс. рублей. Соответственно и налог был вполне подъёмный для обывателя. Пару тысяч в год заплатить мог каждый. Сбор его был практически стопроцентным. Теперь же ставки вроде снизились от 0,1 до 0,3% (на усмотрение региона). Но кадастровая стоимость квартир стала зашкаливать. То, что раньше оценивалось в 200–300 тыс., могут сейчас оценить в10–12 млн рублей. Так сказать, по законам рынка. Правда, рыночного в такой оценке – кот чихнул.
«Кадастровую стоимость жилья с 2012 года оценивали не государственные, а частные компании по соглашению с муниципалитетами и регионами. Лоты разыгрывались на конкурсах – кто меньше денег запросит, тот и выиграл. Наличие в компании дипломированных специалистов, опыта работы в оценочном бизнесе практически не играли никакой роли. Тем более что эти налоги идут в местные бюджеты, а значит, власти заинтересованы в увеличении кадастровой стоимости при оценке недвижимости и увеличении налоговой базы. Этот принцип глубоко порочен», – разъяснила «Аргументам недели» политику партии и правительства сопредседатель национального Совета по земельной политике и ЖКХ Людмила Голосова.
Слова эксперта подтверждают многочисленные скандалы практически во всех регионах страны. Например, в Архангельской области «однушку» в пятиэтажке-хрущобе в неблагополучном районе Варавино-Фактория (окраина Архангельска) оценили в два миллиона рублей. Хотя средняя стоимость подобной квартиры в этом районе на сайтах недвижимости не дотягивает до 800–900 тысяч.
Но хозяин в 2016 году получит налог именно с той оценки, которая забита в кадастровом паспорте. Откуда она взялась, рассказали местным СМИ в Управлении Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Мол, в Поморье массовая кадастровая оценка объектов недвижимости проводилась аж в 2012 году работничками из Ярославля. Они даже не приезжали на место, а проводили оценку по картам! И, несмотря на такую глупость, владелец «хрущобного дворца» заплатит по полной стоимости.
Куда ни кинь – везде плати
Для особо «вумных» граждан страны власть придумала целых два способа оспорить кадастровую оценку квартиры. Первый – обратиться в специальную комиссию Росреестра. Закон «Об оценочной деятельности» предусматривает всего два основания для пересмотра результатов кадастровой оценки: это – недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, или установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
«Недостоверность» данных можно доказать только, например, если в своей налоговой инспекции вы вдруг выяснили, как вместо законных, скажем, 40 с небольшим «квадратов» с вас сдирают как за квадратуру квартиры какого-то министра общей площадью метров300. Вы бегаете, стоите в очередях, приносите кипу документов, но в конце концов доказываете, что вы не министр, у вас в свидетельстве о собственности совсем другие цифры, – и налог вам перерассчитают. Кстати, такие ошибки могут возникать постоянно, поэтому заверяйте копии документов у нотариусов пачками. Естественно, за свой счёт.
Если не удалось найти понимание в комиссии, то, как говорят в американских фильмах, «все в суд!». Кстати, к строгим людям в мантиях вы можете обратиться и минуя предварительные инстанции. А так как у нас суд не только беспристрастный, но и бесплатный, то не забудьте запастись суммой примерно тысяч в 100, а то и 200. Ведь надо будет нанять юриста, который специализируется на этой тематике, законы и поправки к ним депутаты пишут так, что сам Мефистофель копыта сломает. Средняя цена работы такого адвоката по России –
40–50 тысяч.
Затем придётся заказать в частной специализированной компании независимую оценку кадастровой стоимости вашей квартиры. Это ещё 20–40 тыс. кровных рублей. Потом с этой оценкой пойти в профильную саморегулируемую организацию (СРО) и получить у них одобрительное заключение на свою многострадальную оценку, выложив ещё до 50тысяч. И только пройдя все круги оценочного ада, можно отправляться в суд, который может назначить третью экспертизу, тоже за ваш счёт, естественно. При выполнении всех этих 150-тысячных условий есть шанс немного скостить свой налог. Если, конечно, суд примет вашу сторону. Несмотря на почти 10 тыс. таких дел, судебная практика пока неоднозначна.
Наказать же паразитов, которые вас подвергли таким издевательствам, – нереально. Никто ни за что отвечать не будет. Частник, который оценивал вашу квартиру, может просто поменять название. Росреестр вам ответит, что он тут ни при чём: «Мы просто данные скопировали». Налоговая сошлётся на Росреестр. И кстати, прежде чем затевать эпопею – не забудьте заплатить налог, пусть он сто раз неправильный. Иначе будут капать пени, и не только.
Аргумент юриста Общественного движения «МосСовет» Елены Чуевской
— Принятым в октябре прошлого года Федеральным законом №284-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесена новая глава: «Налог на имущество физических лиц». Владельцы любых объектов недвижимости (квартир, комнат, домов, гаражей, дачных домов, а также недостроенных объектов недвижимости) будут платить налог от кадастровой стоимости.
Поскольку закон вступил в силу с начала 2015 года, то налог будет выставлен по новым правилам в тех субъектах РФ, которые успели к этому подготовиться. Это означает, что в следующем году жители свыше двадцати субъектов РФ получат квитанции об уплате налога, которые должны будут оплатить до 1 октября 2016 года. К слову, поскольку в первые годы нам «смягчают» тягость, применив уменьшающие коэффициенты, умножьте полученную сумму на пять – минимум столько вы будете платить через четыре года.
При получении уведомления проверьте наличие льгот и правильность начисления. Перечень льгот установлен в ст. 407 НК РФ. Это участники ВОВ, инвалиды I и II групп, инвалиды детства, военнослужащие, пенсионеры и некоторые другие категории граждан. Льготники освобождаются от уплаты налога по одному объекту. То есть, если есть квартира и дача, можно платить за что-то одно. Лица, имеющие льготу, должны сообщить об этом налоговой инспекции с предоставлением документов до 1 ноября текущего года. В случае если документы предоставлялись ранее, повторно их приносить не требуется.
При расчёте суммы налога учитывается кадастровая стоимость объекта за вычетом 20 кв. м от квартиры, 10 кв. м от комнаты в коммунальной квартире, 50 кв. м от общей площади дома.
– Как оспорить кадастровую стоимость?
– Если вы не согласны с размером кадастровой стоимости (от которой напрямую зависит размер налога) земельных участков, обращайтесь в суд. Основой для обращения является ст. 66 Земельного кодекса РФ, согласно которой кадастровая стоимость земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Что касается оценки кадастровой стоимости квартиры, то гражданин также вправе обратиться с иском в Верховный суд общей юрисдикции субъекта РФ. Основание – ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». При этом следует учесть, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если затрагивают права и обязанности истца.
До исчисления налога от кадастровой стоимости объекта суды отказывали в исковых требованиях, поскольку сама по себе кадастровая стоимость не нарушает ничьих интересов. Когда налог будет исчисляться от её размера, у вас будут все основания для обращения в суд. То есть вначале дождитесь налога, оплатите его, а затем только идите в суд. Бремя доказательства незаконности деятельности госорганов возлагается на вас.
Куда, куда? В муниципалитет!
Наши народные избранники спят, едят, пьют, но не переставая думают о простом малоимущем народе. Благо такого, по утверждению вице-премьера Ольги Голодец, благодаря неустанной деятельности родного правительства, набралось 23 млн избирательных душ. Когда у человека нет денег на хлеб и молоко, вряд ли он сможет платить десятки тысяч налогов за свою приватизированную двадцать лет назад крышу над головой.
Ему в помощь весной этого года от имени депутата из правящей партии Елены Николаевой внесли новый закон о деприватизации квартир. Мол, он поможет малоимущим скинуть с себя груз непосильной материальной ответственности за собственность.
– Пока речь идёт о добровольности деприватизации. Но, по нашим данным, перед самым голосованием в третьем чтении, которое планируется уже к новому году, в него внесут малозаметный обывателю пунктик. И возврат муниципальному образованию своей собственности станет принудительным для малоимущих граждан. То есть если по критериям, которые будут устанавливать сами регионы, ты относишься к этой категории населения, то будь любезен отказаться от права собственности на свою квартиру в пользу муниципалитета и заключить договор соцнайма. Мало того что стоимость договора постоянно растёт и стремится к размеру налога на эту жилплощадь, но и разорвать его местная власть может в любой момент под любым предлогом. И всё – ты окажешься на улице или в шалаше. Всё по закону, – говорит Людмила Голосова, ссылаясь на информацию от депутатов из оппозиционных партий. По её словам, «лоббисты этого бесчеловечного закона настроены очень серьёзно. Не смогут протащить сразу – протащат потом через поправки».
– Ведь на кону стоят миллиарды даже не рублей, а долларов. Ведь деприватизированные квартиры после несложной комбинации по очищению их от жильцов, сразу отправляются в муниципальный фонд жилья, а это очень ценный имущественный ресурс для местных властей. Квартиры можно передать нужным людям, а можно просто продать. Объём долга муниципалитетов, в том числе и коммерческим банкам, перевалил за 300 миллиардов рублей. Суммарный же объём государственного долга всех регионов и муниципальных образований, входящих в их состав, на 1 июля –2 триллиона 431 миллиард, – приводит убийственные аргументы эксперт.
Тем более что способов сравнительно честного изымания имущества у несчастного владельца недвижимости наши чиновники и депутаты изобрели больше, чем Остап Бендер.
– Например, если любая задолженность собственника недвижимости превышает 10% от её стоимости, то недвижимость могут изъять, выставить на торги и продать для погашения долга. Невзирая на то, что это единственная квартира у собственника, что он и его дети окажутся в лучшем случае в бараке, а реально – на улице. Заключил договор соцнайма, чтобы не платить неподъёмный налог, – тут новая засада. Когда он заключается, подписант указывает, что иного жилья не имеет. Но если вдруг у него или супруги оказался по наследству развалившийся домик где-то за Полярным кругом, то договор разрывается в одностороннем порядке. А квартирка уходит во владение муниципальных боссов. И опять всё по закону, в суд идти бесполезно, – возмущается Голосова.
Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни…
Мой сосед по даче немолодой инженер Сергей Савельевич из жутко засекреченного оборонного предприятия летом получил новые платёжки по уплате налога за свои 6 соток.
– За 2012 год я оплатил по квитанции 2699 рублей. За 2013-й – 2720. А за прошлый год мне прислали перерасчёт налога. Я должен доплатить за эти годы по 17 тысяч. А за 2014-й почему-то 14 тысяч. Итого почти 50 тысяч рублей! У меня зарплата 27 тысяч. И жена не работает. А главное – я же всё по их же документам платил! – почти плакал он на своей летней кухоньке.
По словам Людмилы Голосовой, «в этом году такие квиточки по увеличению в разы земельного налога приходят сотнями тысяч по всей стране. Особенно тем садоводам, у которых участки около больших городов, то есть там, где земля стоит дороже».
– Налоговая и Госреестр почему-то присвоили себе право, ссылаясь на некую техническую ошибку, перерассчитывать налог задним числом за весь срок исковой давности – 3 года. Причём я не знаю ни одного случая, когда он уменьшался. «Ошибки» идут только в сторону увеличения. В чём была ошибка, какого она характера, кто её допустил и кто за неё отвечает – добиться невозможно. Все кивают друг на друга. Придётся вначале заплатить и только затем идти в суд, заказывая за свой счёт все экспертизы. Денег тебе, конечно, не вернут. Что в налоговую попало, то пропало, но могут снизить выплаты в следующий период. Но многие ли пойдут по судам, найдут деньги на досудебные экспертные мытарства. Ведь каждое судебное дело обойдётся в 100–150тысяч рублей. И даже если вы выиграете – «техническая ошибка» может повториться на следующий год, через год. И так до бесконечности. Законы выявление ошибок не ограничивают, – констатирует Голосова.
Правда, по данным Национального совета по земельной политике и ЖКХ, бывают случаи, когда кадастровую стоимость земли занижали в разы. Например, два дачных участка в товариществе могут стоить от 500 тыс. рублей до полутора миллионов. Всё прояснялось, когда вдруг более дешёвый участок переходил в руки либо местного бандита, либо его изымали под какие-то неотложные «государственные» нужды (подробнее об отъёме земли см. статью «АН» «Что будет с землёй и квартирами?», №30 от 13 августа 2015 г.). Компенсация владельцу ведь платится именно от кадастровой стоимости. Так что если вдруг ваш сад подешевел – не спешите радоваться. Возможно, «они» идут именно к вам.
Не прячьте ваши денежки
В 2016 г. дорогих россиян-дачников, а это больше 20 млн человек (почти 60 млн с членами семей) кроме выборов в Госдуму ожидает ещё один крайне неприятный сюрприз с налогами. Дело в том, что с 1 сентября прошлого года под трескотню о санкциях и контрсанкциях, о засилье врагов вокруг страны тихой сапой приказом правительства Дмитрия Медведева был утверждён так называемый Классификатор видов разрешённого использования земельных участков. Также с прошлогоднего Дня знаний Федеральным законом №99 («О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») была ликвидирована такая организационно-правовая форма, как садоводческое, огородническое и дачное некоммерческие объединения. Таковых в стране было почти 100 тысяч.
Теперь щитовые домики без отопления, зимнего водопровода, канализации и зачастую без стабильного электроснабжения относятся к малоэтажным строениям, то есть стали индивидуальными жилыми домами. А шесть соток с пятком яблонь отнесли к землям ИЖС. Соответственно, налог будут начислять по новой ставке.
– Он вырастет в разы! Пока точно никто не знает, на сколько, так как данные в налоговую инспекцию поступят от Росреестра только в феврале, а платёжки начнут рассылать с весны следующего года. Но это может быть и 30, и 50 тысяч рублей только налогов за обычный участок в пределах 100 км от крупных городов. Плюс садоводы будут обязаны не сами финансировать своё благоустройство, а заключить договор с управляющими компаниями, которые, как видно на примере многоквартирных домов, будут монополистами на региональном рынке, – рассказывает Людмила Голосова.
Примерные подсчёты аппетитов УК некоторые продвинутые председатели покойных СНТ уже провели.
– Сейчас каждый член СНТ у меня платит 12 тысяч рублей в год. Этого в принципе хватает на неотложные нужды. Если вдруг надо починить насос у водопровода или поставить новый трансформатор, то собираем дополнительно по 5–7 тысяч. Как мне предварительно сказали в администрации нашего района, при «входе» управляющей компании взносы будут примерно 70 тысяч рублей в год. Просили на общем собрании провести информационную работу, мол, все «за». Таких денег у большинства просто нет. Да и сам я в следующем году буду уходить с поста председателя – стыдно. А когда получу новый налог, наверное, буду продавать участок, хотя он и достался от покойных родителей. Квартиру с капремонтом и дачу просто не потяну, – признался «АН» председатель одного из товариществ Московской области Сергей Кузнецов.
Похоже, немногие здравомыслящие депутаты начинают осознавать, какую налоговую свинью им подложило в выборный год алчное российское правительство.
«Оппоненты обязательно воспользуются шоком населения от новых налогов по ИЖС. Трудно будет объяснить своему избирателю, почему наша партия пропускает такие законы, тем более в такой сложный кризисный период. Есть мнение, и оно прорабатывается, что надо заморозить все «технические ошибки», все новые налоги до 1 января 2017 года. Даже несмотря на трудности бюджета», – поделился с «АН» большой партийный функционер от «Единой России».
Стрижка овец догола откладывается на год?
Александр ЧУЙКОВ, АргументыНедели от 22 октября 2015