Юрий Глебов: «Складывается впечатление, что Полежаев 23 года руководил областью из шалаша у Средиземного моря»
Недавнее интервью Л.К. Полежаева газете «Ореол», в котором экс-губернатор называет Омск «этим городом», уже довольно много обсуждали. Хотелось бы и мне кое-что добавить.
Начнем по порядку.
1. О восстановлении «Омской крепости». Разговоры о реставрации и реконструкции «Омской крепости» начались еще в 2009 году. Привожу выдержку из выступления губернатора: «У меня было ИСКРЕННЕЕ намерение принять участие в реставрации, а не в реконструкции старой площади. Это два разных понятия».
Совершенно верно, это два разных понятия. Именно поэтому на заседании Архитектурно-градостроительного совета Омской области протоколом №21 от 9.06.2009 г., утвержденным г-ном Полежаевым, записано: «Одобрить представленную концепцию создания культурно-исторического комплекса «Омская крепость» для дальнейшей разработки проектной документации по реставрации и РЕКОНСТРУКЦИИ зданий и благоустройству территории». Сюда же было записано строительство Воскресенского собора. В соответствии с этим протоколом были даны поручения министру культуры Омской области, с которым и согласовывались все проводимые работы и мероприятия. О какой «только реставрации» можно говорить, если нужно было вновь строить ряд объектов? Поэтому игра словами у губернатора не более чем уход от истинных мотивов его поведения. В очередной раз Леонид Константинович пытается обвинить мэра во «всех тяжких», свалить на него всю ответственность, а в итоге – банально не дать денег, выделенных «федералами» в рамках мероприятий по подготовке 300-летнего юбилея Омска. Ведь никто не тянул губернатора за язык по поводу восстановления Воскресенского собора – это было его осознанное решение. Потом под надуманным предлогом он от данной идеи, как говорится, открестился. Так, что извините, но собор не построен по Вашему велению. Причем здесь вина города – непонятно.
2. «Все в Центральном округе носители советской идеологии». Кстати, Леонид Константинович тоже жил в Центральном округе. Еще он был членом КПСС, успешно рос по служебной линии, а теперь клянет прежнюю власть. Выходит, делал карьеру не на благо России и региона, а на удовлетворение своих амбиций.
Заявление о том, что в Центральном округе живут одни зомбированные ортодоксы, которые остановили звон колоколов, – это глупость. Я живу рядом, и мне абсолютно не мешает их звон, правда, я не знаю, приносит ли это благодать в дом и души. Кстати, на ул. Спартаковской жил и С.Н. Манякин – настоящий коммунист, который разрешил городу при реконструкции Казачьего собора водрузить православный крест.
К тому же Вы, чтобы стереть память о прошлом, снесли памятники В.И. Ленину, научив украинский майдан делать тоже самое.
Критикуя Советский период и город по всем статьям, политическим и социальным, Леонид Константинович как-то забыл о своих собственных ошибках.
Взять хотя бы подготовку к 300-летию Омска. Леонид Константинович был заместителем председателя комиссии РФ по подготовке к празднику. Он формировал программу подготовки к празднику и мероприятия по ее осуществлению. Надо сказать, что программа была составлена без учета мнения омичей и руководства города. В этих мероприятиях большинство средств было выделено на 3 объекта – аэропорт, метро и гидроузел, которые финансировались через Минфин РФ и Минфин региональный. Застройщиком было правительство Омской области.
С чем мы в итоге подошли к 300-летию? Как отчитался мэр, все мероприятия по подготовке города к 300-летию будут выполнены. А что получилось по объектам, курируемым областью? Аэропорт к приходу к власти Леонида Константиновича был готов на 85%. Город (Павлов, будучи председателем Горсовета) предложил Леониду Константиновичу на паях достроить его, от чего тот отказался, ссылаясь на то, что найдет инвестора, которого нет до сих пор. В итоге построенные объекты были снесены до земли «Мостовиком» за 16 млн рублей.
Омское метро должно было быть готовым в 2005 году. Были снесены дома по будущей трассе, построены мастерские, забиты сваи под инженерный корпус. Все это было уничтожено при новом правителе, похоронили огромные деньги. Работы (проходка) были начаты в Октябрьском районе (около 300 метров) фирмой «Мостовик», которая потом неожиданно забросила работы и прекратила строительство на несколько лет. Строительство снова начали со стороны Кировского района и построили отрезок с левого на правый берег, что не решило общую задачу. Ссылка на то, что зато построили еще один мост, необоснованна, его и так бы построили.
Гидроузел должен был быть построен в 2014 г., «Мостовик» начал работы очень активно, было освоено более 4 млрд рублей из 8-ми, а затем бросил и этот объект и ушел на 2 года в другие регионы.
Таким образом, основные средства, выделенные Москвой на 300-летие Омска, не были освоены, так что построить что-то значительное, о чем мечтал Леонид Константинович, не получилось.
Поэтому сетования, что прежнее руководство не построило ничего хорошего, значительного, вряд ли лежит на совести Советского периода.
Продажа нефтезавода и перевод доходов в Питер также произошло не без участия Леонида Константиновича. Об этом писали и депутат ГД РФ Хинштейн, и в своей книге «Пост Скриптум» журналист Михаил Сильванович, работавший представителем Омской области в Москве в период правления Леонида Константиновича. О делах его неправедных писала и журналист Саблина, когда-то восхвалявшая его.
Манякин передал область здоровую, с развитым сельским хозяйством и промышленностью, по объемам производства она была на четвертом месте в стране (Москва, Питер, Новосибирск, Омск). Что же мы получили после нового правления – разваленное сельское хозяйство, закрытые или ликвидированные промышленные предприятия и огромные долги по кредитам с дефицитом бюджета. В общем, похвастаться нечем.
Было еще немало ошибок и желаний что-то сделать. Но решения принимались спонтанно, без технико-экономических обоснований, поэтому остались одни мечтания.
Посыл «Давайте в городе для заводов, а не для людей попробуем воссоздать храм», т.е. не надо строить заводы, развивать промышленность, вместе с этим создавать социальные условия для людей, работающих на этих заводах. Что, кстати, делала Советская власть, в том числе и в Омске.
Мы довели строительство жилья до 1 млн кв. м в год (которое потом бесплатно выдавалось людям), строили по 16 детсадов, 5-6 школ в год, клубы, дворцы культуры, вузы, в т.ч. ОмГУ, институт физкультуры и т.д. – город стал одним из крупнейших студенческих центров в стране.
Правление Леонида Константиновича в течении 23 лет не может похвастаться такими достижениями. Против строительства храмов никто не возражает. Нынешняя церковь, в отличие от государства, пытается сохранить ценности христианской морали, призывает бороться с нищетой, аморальностью, ратует за патриотизм и справедливость.
Омичи могли бы больше сделать, но нас не баловали финансами и, более того, власти отказывались от денег Москвы, предназначенных для города, за ненадобностью.
Теперь Леонид Константинович говорит, что надо было снести пол-Омска – Амурские, Северные – мы тоже за это. Но где же деньги, Зин? А деньги закопали в брошенное метро, уничтоженный аэропорт, а могли бы потратить на снос Амурских, Северных и т.д., о чем пишет экс-губернатор.
Отсюда возникает вопрос, кто же не любит город – омичи или Леонид Константинович? Он уже давал ответ: «Омичи рассказывают сказки, но не любят город». Я не буду спорить, кто рассказывает сказки, но явно не омичи. Приведу выдержку из интервью: «В любое время, даже самое тяжелое, можно было что-то создавать». Как можно было оставить деревни в центре Омска, все эти Амурские, Северные, трущобы в Старом Кировске? Кто же мешал губернатору осуществить свою мечту?
Складывается такое впечатление, что Леонид Константинович, 23 года будучи у власти, руководил областью издалека, из шалаша, построенного у Средиземного моря, зная о делах в Омске по переписке.
Он же должен прекрасно понимать, что нефтезавод нельзя строить в центре города, поэтому и образовался поселок Нефтяников для работающих на этом заводе. Почему перешли на Левый берег? Потому что нужно было много жилья, а свободных площадок на правом берегу не было. Сделали это правильно, но там теперь живут 25% населения.
О каком целостности пространства говорит автор, если с самого начала развитие промышленности в годы ВОВ не позволило сохранить эту целостность, а отсюда и «раскатали блин». Строили наспех, только чтобы обеспечить защиту Родины.
Ну и совсем о незнании дела Леонидом Константиновичем говорит заявление о том, что никто не заглянул хотя бы на 50 лет вперед. Я думаю, губернатору следовало бы знать, что был составлен и утвержден Генплан развития города на 50 лет, проводилась кропотливая работа, обсуждали с экспертами границы зон застройки, проводили открытые общественные слушания.
Чувствуется, что Леонида Константиновича гложет какая-то обида, которая не позволяет ему честную полемику и трезвую оценку прошлого. Зря он обидел омичей и этим окончательно потерял уважение как руководитель и как человек.
Казалось бы, благодаря омичам с почестями закончил губернаторскую жизнь продолжительностью 23 года, получил хорошее довольствие, звание почетный гражданин Омской области, кучу орденов и медалей, пора бы успокоиться и подумать о праведности прошедшей жизни.
Можно было бы не ворошить старое, если бы Леонид Константинович сам не поднял эту тему и обвинил всех и вся, что руководство города ничего не сделало, а омичи рассказывают только сказки.
Не любит он «этот город»
Коренной омич, почетный гражданин г. Омска Ю.Я. Глебов