Иван Викторов: Сегодня люди получают нищенские зарплаты и пенсии, а деньги забирают олигархи и чиновники
Иван Викторов – человек, который всю свою жизнь посвятил процветанию и развитию родного региона. Иван Кириллович был первым секретарем Седельниковского и Усть-Ишимского райкомов КПСС, советником администрации города Омска. Депутат Государственной думы РФ четвёртого созыва. Член Комитета Государственной думы по аграрным вопросам. Иван Викторов – обладатель орденов Трудового Красного Знамени, «Знака Почета» и медалей, имеет статус члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств.
По-прежнему Иван Викторов не остается в стороне от жизни родного региона. Он прекрасно знает, что все зависит от трудолюбивых людей и грамотных руководителей. Продолжая болеть за Омскую область, Иван Викторов стал одним из основателей Фонда развития Омской области имени Манякина. Иван Кириллович лично знал Сергея Иосифовича и теперь пытается возродить его имя во благо Омской области.
Почему возникла идея создания Фонда развития Омской области имени Манякина? Так ли все плохо в Омской области, на ваш взгляд?
Идея создания фонда возникла примерно два с половиною года назад, когда собрались ветераны – люди, которые работали вместе с Сергеем Иосифовичем. Они его хорошо знали, выросли при нем. Чтобы память о Манякине не иссякла, решили организовать фонд его имени. Но за два года, кроме разговоров, ничего не получалось. Где-то около полугода назад мы снова собрались и пришли к тому, что настало время для работы.
Имеющемуся у вас опыту и идее нужна была какая-то энергия, двигательная сила?
Да, и возникла фигура Степана Степановича Бонковского. Его кандидатура не устраивала некоторых будто из-за того, что он единоросс. Потом прошло еще несколько месяцев, и Омское землячество снова поставило вопрос, когда же начнет работу Фонд Манякина. Они хотели нас поддержать, чтобы имя Манякина не было забыто. В итоге приехал сын Манякина Александр, приехал Сергей Бабурин – провели первую пресс-конференцию, потом собрали людей и договорились о возобновлении работы, во главе фонда поставили Бонковского. И уже ни у кого не было никаких возражений, как не было и никакой политической подоплеки. Лично я знаю Степана Степановича как деятельного человека, который неравнодушен к нашему региону. Поэтому я поддержал эту кандидатуру.
Была цель только сохранить память Манякина или стояли практические задачи?
Мы можем предложить властям методы и возможности, чтобы что-то исправить. Первоначально других идей, кроме как поддержать имя Сергея Иосифовича, не было. Потом стали возникать мысли, чтобы учредить стипендии имени Манякина студентам сельхозинститута, нашим молодым ученым. А потом мы пришли к тому, что Фонд Манякина может сотрудничать с нашей властью. Теперь надо создать программу. Ведь Манякин запомнился омичам тем, что регион расцвел, Омск стал городом-садом. Мы всегда были в первой десятке лучших по стране. А по промышленному производству мы были в первой пятерке регионов в Советском Союзе. Я не могу сказать, что это все заслуги только Манякина, но он пришел в то время, когда страна вступила в пору развития и созидания, и он сделал все, что мог. Потом Манякин уехал, произошла смена власти, и во главу Омской области встал первый губернатор и 20 лет держал ее в руках.
И мы по всем параметрам откатились в конец списка. Ведь сейчас Омская область не способна конкурировать, люди бегут в другие города. Фонд Манякина ставит перед собой задачу вернуть былое величие региона?
Это самая главная задача. Надо смотреть не только на то, что сделал Манякин или сделал Полежаев. Надо смотреть и на политику государства. Раньше была политика созидания, укрепления страны. А потом целенаправленно разрушили экономику, и Полежаев в том числе.
В прессе уже появляются скабрезные статьи, поливающие грязью Фонд Манякина, хотя вы только начали работать. Кому это выгодно? Кто боится деятельности фонда?
Я не знаю, кому он мешает. Наверно тому, у кого рыльце в пушку, кто является разрушителем и кто позволил все разрушить. Я видел эти статьи, там содержания большого нет. Там скорее противодействие, почему фонд возглавил единоросс. Знаете, если бы все депутаты всех партий работали, как Степан Степанович Бонковский, то наша область бы начала возрождаться гораздо быстрее.
Лично мне нравится, что имя Манякина возродилось. А если, к примеру, «Оплот» и фонд разработали программу развития, то кому она может помешать? Вы подумайте, какая может быть угроза от общественной организации?
Вы говорили, что пытаетесь возродить отношение к труду, который делает человека человеком?
Надо поощрять людей! Раньше говорили о передовиках, а сейчас каждый сам по себе. Сейчас включаешь телевизор – все плохо, все взорвалось, там убили, тут ограбили, а про человека труда-то ни слова. У нас мало позитивной информации, вот только к 300-летию начала появляться.
К слову, о 300-летии. Как вы думаете, с чем мы подошли к столь грандиозному празднику?
Я без особого сожаления хочу говорить о метро. Если бы мы еще построили один мост, который вел в Старый Кировск, если бы мы улучшили дороги, то, наверно, можно было и справиться без метро. В миллионном городе оно убыточно. В Москве каждые сутки метро перевозит по 10 миллионов человек и цена билета на одну поездку 50 рублей. Способны ли наши жители прокатиться на метро за такую стоимость? Ну, может, раз, два. А при нынешнем бюджете город бы не выдержал этого проекта.
Я рад, что появилось много хороших объектов к юбилею. Наконец, в Кировске восстановили Дом культуры. В прошлом году открыли школу искусств, в этом году открыли еще одну школу искусств. Ребятишки пойдут, учиться будут, а не по улицам шататься. Пять школ еще таких открыть, и было бы замечательно. Парки обновились, скверы – это все хорошо. Жилье появилось, дороги ремонтируются. И я хочу сказать, что празднование 300-летия строится на концертной программе. Сегодня выступление, завтра выступление. Создается праздничное настроение, и оно людям запомнится. А то, что мы не успели сделать знаковые объекты – «Галерка», «Эрмитаж-Сибирь» и так далее, – это плохо, это недоработка, это отсутствие жесткого контроля. И готовиться надо было заранее, а не за год до юбилея…
Давайте вернемся к фонду, какие у вас ближайшие планы?
Все рождается в ходе работ. У нас есть власть, которая обязана проводить те или иные мероприятия. Мы же не собираемся перехватывать инициативу у власти, мы хотим помочь. Например, совместно с «Оплотом» мы разработаем мощную программу, которую властям представим. Там будут наши предложения, предложения омичей, предложения опытных людей, которые готовы делиться своим опытом, которые знают, как добиваться успеха, как развивать Омскую область.
Какие еще есть приоритеты и ориентиры?
Мы продолжим то, что начали со Степаном Бонковским. Раньше он у меня был помощником, теперь я у него помощник. И тот опыт, который накоплен жизнью и общественной работой, я попытался в свое время ему передать. И не ошибся, потому что он человек дела. Он постоянно работает со своими избирателями, он думает о людях. Это человек, который не будет сидеть и пустословить, а лучше поедет и поговорит с людьми.
То есть можно сказать, что если во главе фонда стоит человек дела, то и проекты будут работать?
Мы, конечно, будем стараться, чтобы они работали. 2,5 года прошло с момента, как прозвучала идея фонда, сейчас он зарегистрирован. Мы уже учредили медаль имени Манякина. Прежде всего мы будем поощрять аграриев, молодых механизаторов, животноводов. О человеке надо говорить, пока он дышит. О человеке надо говорить, пока он молод, пока он энергичен. И надо давать возможности этому человеку. А нам, старикам, уже не нужны лестные слова…
Вы хотите вернуть былое. Кроме того, что наш регион был в лидерах страны, что еще хотелось бы вернуть?
Вы посмотрите, какие сегодня люди получают нищенские зарплаты и пенсии! И какие деньги забирают олигархи и чиновники… Разница страшная. Я понимаю, что нельзя всех под одну гребенку, чтобы у всех было равно. Каждому по труду. Но сейчас это просто бессовестно. У людей все бы было, если бы была справедливость. Раньше за честность поощряли, а за несправедливость наказывали. Раньше каждая критическая статья в газетах по тому или иному промаху рассматривалась вышестоящими органами. Раньше остро реагировали на критику со стороны четвертой власти. А сейчас можно говорить, что угодно, а «Васька слушает, да ест».
Беседовали: Андрей Ткачук, Александра Суханова
Ирина Чернышева, СуперОмск