Леонид Евсеев: «Манякин и тетя Соня, или Как партийный босс боролся с коррупцией»
В этом году исполняется 95 лет со дня рождения бывшего руководителя Омской области, выдающегося деятеля Сергея Иосифовича Манякина.
Манякина, который руководил регионом с 1961 по 1987 год в должности первого секретаря Омского обкома КПСС, омичи и жители села вспоминают с теплотой. Даже дом на Спартаковской улице, в котором он жил, до сих пор называют «манякинским». У этого дома в 2013 году на деньги омичей был торжественно открыт памятник Манякину. Надо заметить, что в любое время года у памятника живые цветы.
Более четверти века Сергей Иосифович находился во главе области и сделал немало для подъема промышленности и сельского хозяйства. Это при нем наша область снабжала продовольствием 16 областей России, только частный сектор производил в год до 60 тысяч тонн мяса. Не было сельского подворья, в котором бы ни водились коровы, свиньи, овцы, птица. Этот вопрос, как и вопрос снабжения кормами личных подсобных хозяйств, находился на контроле первого секретаря обкома.
С личностью Манякина связана одна история, которая произошла в начале 70-х на моей родине, в деревне Пресновка Оконешниковского района. Жила в нашей деревне Софья Е., звали ее просто тетя Соня, трудилась она птичницей. Тетя Соня обладала волевым характером, говорила всем правду в глаза, за что ее недолюбливали и даже побаивались. Родилась она на Западной Украине, там же получила пять лет лагерей якобы за то, что пекла хлеб для националистов – бендеровцев. Впрочем, добровольность своих действий она исключала и говорила, что пекла хлеб «под ружьем».
В Софью влюбился мой земляк – охранник-красноармеец, он дождался ее освобождения, женился и привез молодую жену в нашу деревню. Семья была работящей, в политику не лезла, а для руководства большего и не нужно.
И вот как-то на птицеферму до тети Сони стали заезжать управляющий отделением с дружками. Приедут под вечер, велят птичницам ощипать 3-4 курицы, сварят похлебку в казане и в рощице под водочку вкушают лапшичку, ножки куриные обгладывают. Один раз, другой, третий… Тетя Соня куда надо сигнализировала, но никто не хотел связываться с властным управляющим с большими знакомствами, да и отделение совхоза было на хорошем счету в районе. Управляющий орден Ленина имел. Разбираться – только репутацию портить.
Тогда, недолго думая, тетя Соня собралась на прием к Манякину. Нарядилась она в лучшее платье и прямиком на город. Вначале ее не пускали к первому секретарю, мол, занят, пусть начальники рангом поменьше выслушают, но она была непреклонна и шибко шумела, а тут Сергей Иосифович идет: «Кто такая?», «Откуда?» «По какому делу?». Это она потом рассказывала.
Пригласил ее Сергей Иосифович к себе, секретарю заказал два чая. И вот так, за чайком, тетя Соня все и рассказала, как было. Манякин ей руку пожал: «Спасибо! Не волнуйтесь, разберемся! Вас домой доставят на машине».
Не успела тетя Соня доехать до деревни на обкомовской «Волге», а там уже переполох. Целая бригада уже разбирается по фактам. С управляющего пот градом! Ниточка от птицефермы потянулась к животноводству и далее. Крепко увязли тогда директор совхоза и наш управляющий! Оказалось, что курочки – это мелочь, они скот налево партиями сбывали, деньгами сорили. По стенам – ковры персидские, в сервантах – хрусталя дорогие. Короче, повязали дружков. Был показательный суд в районном Доме культуры, все фигуранты получили кто по 8, кто по 10 лет. Рассказывают, что единственную привилегию осужденному директору совхоза дал Манякин, выполнил его просьбу о том, чтобы приехать в колонию не на автозаке, а на своей черной директорской «Волге». Думаю, что сие – легенда. Не до этого было Сергею Иосифовичу.
С того времени тети Сонину птицеферму руководство обходило стороной, а при одном ее имени вздрагивало и вжималось в кресла.
Вот такая история вспомнилась мне по случаю 95-летия Манякина. Мужик сказал, мужик сделал! Ох, как не хватает сегодня манякиных на современных коррупционеров и иже с ними!
Народный артист СССР М. Ульянов как-то сказал о Манякине: «На таких вот основательных и надежных русских мужиках, как Манякин, стояла, стоит и будет вечно стоять наша земля!».
Справка
С.И. Манякин родился 7 ноября 1923 г. в селе Родниковское Арзгирского района Ставропольского края в семье кузнеца, работал в колхозе. Участник войны. Работал директором семилетней школы в Будённовском районе Ставропольского края. В 1948 г. окончил Будённовский сельхозинститут. После учебы – старший агроном, директор МТС Будённовского района, директор Арзгирской МТС, председатель колхоза «Родина» Арзгирского района. С 1957 г. по 1960 г. – заведующий сельскохозяйственным отделом Ставропольского крайкома КПСС. Работал председателем Ставропольского крайисполкома, инспектором ЦК КПСС. С 1961 г. по 1987 г. – первый секретарь Омского обкома КПСС. В 1987-89 гг. – председатель Комитета народного контроля СССР. В 1989-90гг. – первый заместитель председателя Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Депутат Государственной Думы РФ (1995-1999), с 1990 г. на пенсии. Скончался 4 января 2010 г. в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище. Официальной делегации от Омской области на похоронах не было.
Награды: Герой Социалистического Труда (1983), пять орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, орден Трудового Красного Знамени, медали.
Н. Д. Лыхенко, председатель Совета директоров агрофирмы «Екатеринославская»:
– С Манякиным я познакомился впервые в посевную 1964 г., будучи главным агрономом совхоза «Екатеринославский». Он приехал в хозяйство неожиданно. Было время обеда, я только сел за стол, как звонит диспетчер: «Приехал Манякин, срочно в контору».
Обстановка была очень сложной, полдеревни тогда затопило, всюду грязь, надо сеять, а ходовые трактора загубили.
Манякин со мной поздоровался: «Давно в совхозе?». Отвечаю, что недавно. Тут директор П.И. Голик подошел. Его доклад Манякину не понравился, но распекать не стал: «Я вам помогу, но и вы давайте, шевелитесь сами». После его визита совхоз получил два автомобиля и два новых трактора ДТ-75.
Когда меня назначили директором, то с Сергеем Иосифовичем я встречался почти ежегодно. Он никогда не был высокомерным и не любил высокомерных. Это был особого склада человек, заботился о населении реально. Например, никто не смел поднимать цену на мясо выше трех пятидесяти. Это была установка Манякина.
Памятник ему поставили заслуженно.
И.Д. Герасимов, пенсионер, председатель Комитета народного контроля Шербакульского района в 70-е годы:
– Сергей Иосифович много внимания уделял кадрам. Запомнился такой штрих. Когда меня на бюро обкома утверждали председателем КНК, то Манякин, листая мое личное дело, произнес: «Что-то много у нас Герасимовых». Дело в том, что до меня на бюро только что в должности второго секретаря Таврического райкома партии утвердили моего брата. Вопросов ни у кого не возникло, и меня утвердили. В напутствие Манякин сказал, что вновь образованные совхозы должны быть зеркалом для районов, то есть выйти в передовые. При нем была жесткая исполнительская дисциплина.
Интересные факты из жизни С.И. Манякина
В 1941 году ушел добровольцем на фронт, получил два тяжелых ранения.
В 38 лет стал первым секретарем Омского обкома, самым молодым в России партийным руководителем региона.
Омская область через несколько лет вошла в пятерку лучших регионов по сельскохозяйственному производству. В конце 80-х почти весь ВАСХНИЛ состоял из омичей, которые прошли школу Манякина.
В «манякинский период» в 14 раз увеличился объем промышленного производства. К 1985 году Омская область занимала третье место в России по этому показателю.
Как это ни удивительно, но в Омске на Никольском соборе первый крест был установлен лишь благодаря распоряжению коммуниста Манякина. Он тогда сказал: «Ставьте то, что положено по русским традициям».
Никогда не позволял восхвалять свою персону в газетах, на радио и телевидении. В 2003 году выпустил книгу воспоминаний «Сибирь далекая и близкая».