Концертный зал – европейская архитектура или «черный мавзолей»?
Сегодня в Омске состоится торжественное открытие Концертного зала после масштабной реконструкции. По замыслу идейных вдохновителей и исполнителей проекта, здание должно стать образцом современной европейской архитектуры. Однако далеко не все омичи одобрили его новый облик.
Министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев поздравил губернатора Омской области Леонида Полежаева с открытием обновленного Концертного зала, сообщает пресс-служба областного министерства культуры. Авдеев назвал это событие «знаменательной вехой в развитии культуры региона».
«Концертный зал, отвечающий последним современным технологиям, реконструированный в кратчайшие сроки, позволит значительно расширить концертную жизнь в регионе, создаст условия для развития творческой деятельности музыкальных коллективов, приглашения ведущих российских и зарубежных исполнителей», – отметил в телеграмме Александр Авдеев.
Напомним, проект здания Концертного зала (на фото ниже) на этапе обсуждения вызвал шквал критики со стороны омских архитекторов. Однако инициатор масштабной «переделки» губернатор Леонид Полежаев остался непреклонен, а в ходе реконструкции регулярно наведывался на стройку, то пытаясь ускорить строителей, то добиваясь «воздушности» крыльца. В итоге, по заявлению пресс-службы регионального минкульта, здание превратилось в «современный концертный зал с европейской архитектурой».
Безусловно, старое здание давно не отвечало никаким требованиям исполнителей и зрителей, и ремонт был необходим, как и усовершенствование акустических параметров. Впрочем, акустические параметры, разработанные легендарным Николасом Эдвардсом, нам еще предстоит оценить, а вот внешний облик Концертного зала вызывает вопросы как у рядовых омичей, так и у специалистов.
Так, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства СибАДИ Петр Казаков, принимавший участие в обсуждении проекта реконструкции Концертного зала, результаты воплощения губернаторской задумки комментирует с осторожностью.
«Мы высказывали свое мнение, когда еще можно было что-то поменять. А сейчас говорить об этом бессмысленно – что сделано, то сделано. К тому же, должна «отстояться пена» – если не удалось изменить ситуацию, нужно понять, что произошло. Ведь парижане сначала тоже не воспринимали Эйфелеву башню, называли ее уродливой», – пояснил Петр Казаков.
Еще один из аргументов противников «губернаторского детища» – архитектурная несовместимость Концертного зала и окружающих его классических зданий.
«К самому зданию у меня претензий нет, оно хорошее. Но оно несовместимо с Казачьим собором и Кадетским корпусом», – полагает председатель Общества коренных омичей Владимир Селюк.
А известный омский писатель Юрий Моренис более категоричен в своих суждениях – он считает новое здание нелепым и неуместным.
«В народе его уже назвали «черный мавзолей» или «черный крематорий». Эта новинка восхищения в городе не вызывает. Здесь же старинный Никольский собор, здания ХIХ века – Кадетский корпус и Юридический институт. А рядом стоит что-то непонятное. Стиль, в котором сейчас сделано здание Концертного зала, – это «хреновизм», – возмущается Юрий Моренис.
Генеральный директор НП «Первая гильдия строителей» Станислав Мацелевич к новому облику зала также относится с долей скепсиса.
«Здание своеобразное, и, возможно, далеко не всем понравится. Безусловно, оно будет заметным в Омске. Немного странное сочетание нового здания и Казачьего собора, рядом с которым Концертный зал смотрится мрачной глыбиной. А «черный мавзолей» – очень интересное, меткое определение для него», – считает Станислав Мацелевич.
Большинство рядовых омичей разделяет позицию экспертов – горожане пока не готовы принять архитектурного «новичка» в центре Омска.
«Это здание сюда не вписывается, стопроцентно. Это ясно и понятно любому человеку, который имеет глаза. Архитектурное несоответствие здесь налицо», – уверена сотрудница омской филармонии Татьяна, пожелавшая не раскрывать свою фамилию во избежание «репрессий».
С таким мнением согласен и омич Игорь Катаман (на фото ниже): «Новое здание лучше, чем старое. Но если судить с точки зрения исторического центра, то оно, конечно, сюда не вписывается».
С критиками архитектурной новинки солидарен и гость нашего города, житель Барнаула Павел П. (на фото ниже): «Я впервые вижу это здание. По-моему, оно совершенно не попадает в единый архитектурный стиль и действительно есть сходство с мавзолеем – и по геометрии, и по цветовому решению. Такое здание на главной улице не украсит город».
Однако среди омичей есть и те, кто положительно оценивает новый облик Концертного зала.
«Мне нравится, как сейчас выглядит Концертный зал. А раньше было страшно смотреть. Я считаю, что новое здание, Никольский собор и Кадетский корпус близки по стилю – во всяком случае сочетание выглядит изысканно», – говорит омичка Наталья Должикова (на фото ниже).
«Здание выглядит красиво, по цвету оно гармонирует к окружающими зданиями. Хотя немного и напоминает «черный мавзолей», – отметил омич Павел Стасенко (на фото ниже).
«Здание, может быть, мрачно, но это лучше, чем старое, совдеповское. А по поводу архитектурной сочетаемости – здесь ведь все не сочетается: Детский мир, Никольский собор, Концертный зал», – считает омичка Алина Чупирова (на фото ниже).
Независимо от того, нравится омичам новое здание или нет, уже в конце апреля Концертный зал вернется к своей обычной, насыщенной культурной жизни. Первый концерт в обновленном зале состоится уже 28 апреля. Филармония приглашает слушателей на «Дегустацию акустики» с Омским академическим симфоническим оркестром. А на 30 апреля намечено выступление Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.
Для того чтобы наши читатели смогли сами оценить «европейскую» архитектуру нового здания, мы подготовили подборку изображений Концертных залов Европы.
Лондон:
Прага:
Однако нечестно сравнивать новодел со старинными зданиями. В европейских странах тоже реконструируют и строят концертные залы.
Амьен, Франция:
Гамбург, Германия:
Тенерифе, Испания:
Что касается Сибири, то наш зал действительно выглядит самым мрачным по сравнению с концертными площадками соседей.
Томск:
Барнаул:
Новосибирск (проект, реконструкция завершается в конце 2011 года):
Красноярск (сумбурное по архитектуре здание вмещает в себя три зрительных зала):
Несмотря на явную мрачность и антрацитовые фасады омского концертного зала, справедливости ради отметим, что с мавзолеем сравнивать его сложно, разве только с точки зрения «тяжелой» геометрии здания.
А вот с крематорием или колумбарием, пожалуй, сравнить можно.
Колумбарий Ваганьковского кладбища, Москва:
Крематорий в Краснодаре (проект):
Напомним, что работы по реконструкции начались с конца лета 2010 года. Стоимость работ по проектированию составила порядка 20 миллионов рублей, общая стоимость реконструкции, по разным источникам, достигает 900 миллионов рублей. Только в бюджете области на 2011 год на строительные работы по этому объекту было заложено 300 млн рублей. Нет достоверной информации, в какую сумму региону обошлась работа именитого акустика.
Проект готовил новосибирский Сибжелдорпроект, строительные работы проводило ООО «СПК «Сибцентрострой», известный в Омске реконструкцией здания железнодорожного вокзала, возведением храма в Называевске, поликлиники в Исилькуле.
К плюсам здания можно отнести оснащенность его пандусами для лиц с ограниченными возможностями.
Источник: http://superomsk.ru/news/2609/