Как мы проводим Полежаева: смеясь или рыдая?
Георгий Байкалов
Антрополог
На прошлой неделе итальянцы устроили всенародное ликование по поводу добровольной отставки своего премьер-министра Берлускони. Мне позвонил приятель, который в это время находился в Риме, и шепотом (на фоне многоголосой толпы) сообщил, что он вынужден брать с собой на прогулки не только зонт, но и обязательную улыбку. На тех, кто скупо демонстрирует свою радость в эти дни, в Риме смотрят как на негра на встрече куклуксклановцев, или на мэра Шрейдера на совещании у Артемова – подозрительно, одним словом. В общем, итальянцы в едином порыве решили, что отставка скандального премьера Сильвио (марокканские проститутки, мафия, кризис) стоит шампанского и счастливых слез.
Если перенестись из Италии в Россию, то выясняется удивительное обстоятельство: отставки крупных федеральных политиков и одиозных глав регионов – Рахимова, Шаймиева, Лужкова – этих старожилов паркета, особых эмоций в широких народных массах не вызывают. Да, политологи, журналисты и прочие политические обозреватели, конечно, наговорили по случаю много слов, но народ в Башкирии, Татарии, Москве словно не заметил смены рулевого. Ни радости, ни горя не демонстрировал. Кивнул народ головой – типа, входящее сообщение принято, и стал жить-поживать дальше.
Еще один политдолгожитель – омский губернатор Леонид Полежаев – покинет свой пост в мае следующего года. Хочется добавить, вероятнее всего, покинет, так как с одной стороны заканчивается срок полномочий (все-таки 20 лет у власти, да и 71 год старику), но с другой – правильные контакты с Абрамовичем, умелая работа с Кремлем, колоссальный опыт политического выживания, постоянные намеки своим подчиненным, что, мол, не все так просто и рано его списывать со счетов. Да и как в песне поется: «есть ещё дома дела» – надо застолбить миллиарды на 300-летие Омска, помочь построить братьям Сутягинским кремниевый и полистирольный заводы, поставить победную точку в войне со Шрейдером. Тогда можно и на покой.
Свежая статистика говорит, что 40 процентов жителей Омска поддерживают и одобряют деятельность Леонида Полежаева и столько же, 40 процентов, являются противниками омского губернатора, 20-ти процентам омичей на политику наплевать. Таким образом, из миллиона горожан 400 тысяч человек за губернатора и 400 тысяч – против. И это правда, потому что так ответили сами эти люди на простой вопрос социологов: «Поддерживаете ли вы деятельность омского губернатора Леонида Полежаева?», и эти цифры найдут отражение в результатах голосования 4 декабря.
Но опросы опросами, а что же мы видим на практике? Господин губернатор, конечно, непростой человек: последовательный побиватель градоначальников, матерый военно-политический лис, легендарный омский Батя, идеолог создания Сибнефти, 12-го канала и Андрея Бесштанько, строитель храмов и метромостов, разрушитель компартии изнутри… Случись завтра отставка Леонида Полежаева – что произойдет в Омске и деревнях Омской области? Как отреагирует на это народ? Кто, кроме Чентыревой, станет искренне плакать об ушедшем, кто, кроме Сусликова, будет искренне радоваться? И кто, кроме Корба, выйдет на площадь перед Законодательным Собранием с плакатом «Таки-ура!».
Предположу, что большинство воспримет известие об отставке Полежаева, как мы воспринимаем все в своей жизни – вяло и безразлично. Без радости и без грусти. Покорно и безэмоционально. И не потому, что мы такие безвольные, а потому, что всё нас достало и мы устали за все переживать. Покинула нас страсть и эмоции. Именно от этого, как мне представляется, и рождаемость падает, и губернаторы у власти по 20 лет, и экологически опасные заводы строят вопреки нашему робкому «а может, не надо». Похоже, уже ничто не заставит нас покинуть своих диванов и выйти на площади – шампанское выдохлось.
Нашего с вами мнения власть не спрашивает не потому, что власть настолько наглая, а потому, что незачем спрашивать тех, у кого нет своего мнения.
Источник.superomsk.ru