Стоила ли демократия в России слезинки Путина?
Интернет переполнен вопрошающими постами: «Но как, КАК ему это удалось? Откуда 64%? Что же это за страна такая?» Рассказываю.
Перед декабрьскими выборами имеется в наличии очевидный факт, что «Единая Россия» утомила общество, превратившись в партию бюрократического типа, со всеми негативными составляющими. Очевидно, что ЕР не сможет получить столь же высокий процент голосов, как на прошлых выборах. Очевидно, что в стране разворачивается кампания по дискредитации ЕР с заходом на президентские выборы. Очевидно, что разворачивается сценарий «цветной революции» Очевидно, что с этим нужно что-то делать. И проблема в том, что сделать-то, по сути, было мало что возможно. Кроме одного – играть на опережение. И началось с того, что ЕР набрала ровно столько голосов, сколько она набрала.
Действующей власти необходимо было активизировать общество, расшевелить, включить его в общий политический процесс. Потому что застой ведёт к деградации и распаду, и преодолеть его можно только через фазу конфликта в последующую реорганизацию – это социодинамика, ничего личного. Лозунг «у тебя украли голос» был, без сомнения, прекрасен с точки зрения психологии. Превратить выборы в битву за личные ценности, вместо того, чтобы предлагать разделять чужие – отличная мысль. Ведь все мы в той или иной степени эгоисты. Ты выходишь на площадь, считая это сугубо индивидуальным шагом, и пропускаешь мимо сознания, что рядом с тобой стоят ещё несколько десятков-сотен тысяч таких же. Тебя захватывает всё то же прекрасное подростковое чувство «я не такой как все, но я с такими же как я». Таким образом люди и вышли на площадь.
На этом фоне выступление Путина с его «идите ко мне, бандерлоги» было следующим сознательным шагом в этой игре, выстроенной на провокациях. «Бандерлоги» и «хомячки» взвыли и, отключив критическое мышление, стали действовать по привычной для себя схеме – посты, перепосты, демотиваторы, вирусное видео, флешмобы «за честные выборы». В общем, бурлить. И чем больше шло бурление, тем лучше делались две вещи.
Во-первых, всё лучше и лучше прорисовывался образ Путина как «единственного и неповторимого». Перед выборами этот образ достиг уже почти архетипического уровня – Путин как мессия «стабильной России», 499 апостолов, подвергающихся гонениям и унижениям «прогрессивной общественности», мученица Хаматова, «иуда» Илларионов – всё как положено, всё по писаному. И чем больше шла «демонизация» Путина со стороны «Болотной», тем сильнее шло и возвышение этого образа: от «Путин – злой Гений России» до «Путин – добрый Гений России» нужно было сделать всего один шаг, и он был сделан.
Таинственные силы Зла, выбравшие своим орудием неразумных владельцев айфонов и п..х шуб, – вот истинные враги России, которых Путин и предъявил «тагильским рабочим». Всё остальное «оппозиционеры» продолжали делать сами. Постоянные разборки, попытки откусить друг у друга часть протестного электората, хождения на приём к американскому послу, обзывание сторонников Путина «быдлом, анчоусами» — они всё делали сами. Путину нужно было лишь поддерживать вектор: «За этими, презирающими вас людьми, стоят силы, намеренные развалить Россию». Отсюда и полувоенная риторика – не к «болотной оппозиции» она была обращена, а к «силам, стоящим за ней». И можно сколь угодно долго рассуждать на тему «антиамериканизм – пещерный пережиток», но это есть. Что происходит со страной, когда туда приходят «вестники демократии», регулярно показывали по телевизору в новостях из Ирака, Египта, Ливии и т.д. Также, как там, многие не хотели, как бы их не убеждали, что так же, как там, не будет. А для тех, кого не затрагивает военная тема, – напоминание о 90-х, точнее о том, что следует за «разгулом демократии».
Во-вторых, все попытки оппозиции объединиться вызывали в глазах избирателя сплошной когнитивный диссонанс. Когда харизматичный, сверкающий глазами Удальцов, буквально почти Ульянов-Ленин в молодости, объединяется с забронзовевшим Зюгановым – это бьёт и по Зюганову, пугая старую гвардию, и по Удальцову. Про Навального, Немцова, Рыжкова и прочих даже не буду говорить, уже перетёрто на сто раз. Когда Митрохин рассказывает, что он, как интеллигентный человек, ждёт своей очереди, чтобы выступить на оппозиционном митинге после радикальных националистов и возмущается, что этого не стал делать думающий на шаг дальше Прохоров, это вызывает буквально умиление. Прохоров, кстати, отдельная песня. Олигарх, которому за всю предвыборную кампанию смогли предъявить, по сути, только «Куршавель с модельками» и «60-часовой рабочий день», товарищи, да это просто ангел небесный, а не олигарх.
Как написал по поводу всего происходившего Эдуард Лимонов, «буржуазные лидеры хвастливо сами подали эти протесты как бунт креативного среднего класса и тем самым противопоставили этот класс стране. Стране это не должно было понравиться. У президентской кампании Путина до начала декабря не было темы, а тут тема появилась: бунт прозападной верхушки общества против народа и его вождя Путина».
Ну и ещё один момент. У нас, в стране, где самыми популярными являются радио «Шансон», простите, «Милицейская волна» и «Радио Дача», самыми популярными телесериалами «Реальные пацаны» и «Дом-2», где на фоне тотально объявленной борьбы с коррупцией проблемы с законом имел или имеет каждый десятый, и где одна из самых важных проблем, наравне с ЖКХ, это «когда вернут летнее время?», в принципе не мог быть выбран на этих выборах другой президент, кроме Путина. Потому что, как уже неоднократно было замечено, образ Путина в глазах многих людей это «правильный пацан». И многие шли на эти выборы с установкой «верните нормального президента!» За что отдельное спасибо Дмитрию Анатольевичу. И когда на митинги «в поддержку Путина» выходят сотни тысяч – это не митинг, это демонстрация в её истинном значении, демонстрация силы Путина как организатора. Как и исполнение идеи с вебкамерами: «пацан сказал – пацан сделал!»
Вот и получилось, с одной стороны – разброд, шатание, скандалы и перетягивание одеяла, с другой – программные статьи, жёсткая позиция «защитника отечества», выполнение недавних обещаний, с одной стороны «против Путина», с другой стороны – «за Россию!»
Здесь, конечно, есть другая сторона медали. Демонстративно оперевшись в своей кампании на «простых рабочих людей», Путину придётся сделать так, чтобы у этих людей была нормальная жизнь. Потому что рабочий человек выходит на улицу не тогда, когда ему не хватает «воздуха свободы», а когда ему нечего и не на что есть. Потому что, «оружие пролетариата» по-прежнему булыжник, а не айфон. И потому что, как сказал в ночном поствыборном марафоне один политолог: «Людям нужны спокойствие и работа, а не ваши мессианские идеи по спасению мира».
Источник: РИА ОмскПресс