Омский аэропорт оказался в кроссполярном пролете
Американские авиакомпании рассматривают в качестве площадки для кроссполярных перелетов аэропорт Красноярска. По мнению ряда экспертов, это может принести красноярскому аэропорту $245 млн в год. Ранее власти Омской области заявляли о намерении поспорить за право регионального аэропорта площадкой для кроссполярных перелетов. Бывший гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Сергей Круглов уверен, что это все дилетантские заявления, и вся возможная прибыль будет уходить в федеральный бюджет.
Как сообщает газета «Ведомости», американские грузовые авиакомпании в начале февраля попросили Минтранс и правительство Красноярского края разрешить им техническую посадку в аэропорту Красноярска «Емельяново». Губернатор края Лев Кузнецов просьбу авиакомпаний поддержал. Сейчас красноярские власти обсуждают с Минтрансом проект введения режима «открытого неба» (неограниченный доступ иностранных грузовых перевозчиков) в «Емельяново».
Напомним, что ранее, в начале двухтысячных годов некоторые сибирские регионы готовы были поспорить за право стать площадкой для кроссполярных перелетов. Новосибирские власти во главе с губернатором Виктором Толоконским в 2003 году заявляли о намерении перехватить у Красноярска инициативу по реализации проекта кроссполярных авиаперелетов и даже проводили переговоры с послом Канады Родни Ирвином. Омские власти во главе с губернатором Леонидом Полежаевым большие надежды возлагали на строящийся аэропорт «Омск-Федоровка».
По мнению представителей российского авиабизнеса, каждый ежедневный грузовой рейс (включает аэропортовые сборы, заправку и техобслуживание) будет приносить около $70 тыс. на начальном этапе. Потенциальный спрос на полеты американских авиакомпаний через «Емельяново» – 3,5 тыс. рейсов в год. Выходит, дополнительно аэропорт может заработать около $245 млн в год.
Однако бывший гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Сергей Круглов, проработавший в этой должности 15 лет, считает, что это дилетантское мнение. По словам Сергея Круглова, аэропорт от кроссполярных полетов никакой прибыли иметь не будет. Если прибыль и будет, то она пойдет в российский бюджет.
«То, что самолет какой-то авиакомпании, выполняя полеты, положим, из Лос-Анджелеса, будет пролетать над Красноярском или над Омском – данному аэропорту это никаких дополнительных доходов в принципе не даст. Самолеты будут приземляться только в случае аварийной посадки. Существуют тарифы, по которым аэропорты получают доходы за выполнение рейса. Если самолет приземляется нерегулярно, а только в случае аварийной посадки на запасной аэродром, то аэропорт получает только четвертую часть. Эта мизерная часть в экономической политике аэропорта даже не учитывается», – пояснил Круглов.
При этом аэропорты, через которые проходит кроссполярная трасса, должны еще обладать определенными техническими характеристиками, на которые требуются дополнительные расходы.
Что касается желания омских региональных властей сделать аэропорт «Омск-Федоровку» площадкой для кроссполярных перелетов, то Сергей Круглов считает, что это всего лишь не более чем попытка обосновать идею строительства «Федоровки».
По мнению бывшего гендиректора Омского аэропорта, выгодно это американским компаниям, самолеты которых не будут делать большой крюк, а значит, сэкономят время и топливо и российскому бюджету, в который перечисляется плата за пользование воздушным пространством над территорией РФ.
Отметим, что американские авиакомпании пока не могут летать над территорией России: за это нужно платить роялти (компенсацию за использование ресурсов), а подобные платежи запрещены в США. Поэтому американские перевозчики вынуждены делать большой крюк с технической посадкой в Хельсинки (Финляндия) или Караганде (Казахстан), что стоит компаниям примерно трех лишних часов пути и сотен тысяч долларов. Как пишут «Ведомости», после присоединения к ВТО пролетные деньги взиматься не будут, но переходный период продлится два года.
Автор: Мария Косарева
Источник:.superomsk.ru