Тупик имени Манякина
Комитет омского горсовета по социальным вопросам, возглавляемый депутатом Сергеем Быструшкиным, решил увековечить память нашего выдающегося земляка настолько своеобразно, что омичи теперь гадают, недомыслие ли за этим стоит, или же прямая издевка.
На словах – и на деле
По официальной версии в мэрии еще в августе прошлого года обратился один из ветеранов с предложением назвать улицу в Октябрьском округе именем Сергея Иосифовича Манякина. Городская администрация спустила письмо в окружную , та нашла «подходящую » улочку и , как положено, направила свою петицию в городскую топонимическую комиссию.
Чтобы убедить ее председателя Юрия Глебова , что Манякин достоин такой чести, глава администрации Октябрьского округа Михаил Пенкин подробно описывает его заслуги. Действительно, они перед областью столь значительны, что ни один из нынешних омских чиновников , политиков, встав не то что на цыпочки,а даже на стремянку, не сможет дотянуться до побед, до успеха и славы Сергея Иосифовича.
Процитируем отрывок из этого очень правильного письма:
«За годы работы С.И Манякина город Омск превратился в крупный научный, культурный и промышленный центр. Концертный зал, Театр юного зрителя , цирк,городской Дворец пионеров, Историко-краеведческий музей, литературный музей,Музыкальный театр, спортивно-концертный комплекс «Иртыш», Торговый центр «Омский», новый автовокзал, культурно-спортивный комплекс «Зеленый остров» и другие объекты.
Были возведены новые учебные здания Омского государственного университета, физкультурного института, технологического, автодорожного, политехнического, медицинского, педагогического институтов, Высшей школы милиции.
В городе и области шло интенсивное жилищное строительство. Многократно усилился промышлен¬ный потенциал Омской области. В Омске были введены в строй заводы синтетического каучука, кислородного машиностроения, пластмасс, трикотажная фабрика, молочный завод «Солнечный», мясокомбинат «Омский». По объему выпускаемой продукции Омск занимал 4 место в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Свердловска (ныне — Екатеринбург).
Большое развитие получило сельское хозяйство. Была реализована специальная программа обустройства села, шла целенаправленная работа по подготовке кадров, были введены новые технологии землепользования. На новый уровень вышло животновод-ство области. Получила развитие новая в Сибири отрасль — овощеводческая.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1983 года за заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством и в связи с шестидесятилетием со дня рождения первому секретарю Омско¬го обкома КПСС Манякину Сергею Иосифовичу присвоено звание Героя Cоциалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Он награжден пятью орденами Ленина , орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны I и II степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Почетный гражданин города Омска»
Дух захватывает! Это вам не какой-нибудь раздутый пиаром авторитет. При Манякине про Омск говорила с придыханием вся Россия. Мясо — по три рубля в магазине и по три с полтиной — на рынке. Все соседи — полуго¬лодные тюменцы и новосибирцы ездили к нам затовариваться.
Кто-то скажет, что рулить областью в эпоху плановой эконо¬мики было легче, чем нынче. Это как посмотреть. Часто интересы омичей приходилось отстаивать, конфликтуя с Центром, что было для руководителя региона весьма чревато лишением должности и прочими репрессиями.
Говорят, однажды на заседании Политбюро Манякина долго отчитывали за то, что в Омской области принципы землепользования и ведения животноводства (в технологические подробности вдаваться не будем) абсолютно не соответствуют вышестоящим директивам. Всё шло к тому, что первого секретаря обкома за грубейшие нарушения партийной дисциплины снимут. Спасло Манякина то, что немощный Брежнев в момент нападок задремал, а проснувшись и не понимая сути, отрубил: «Переходим к следующему вопросу».
Сергей Иосифович был личностью масштабной, яркой, самостоятельной и, если хотите, дерзкой. Рассказывают и о том, как в 1972 году он отказался сдать государству пять миллионов пудов хлеба сверх того, что уже было (с перевыполнением плана!) засыпано, как говаривали тогда, в закрома Родины. Мол, надо и крестьянам оставить зерна поболее за их ударный труд.
А ведь тогда Сергею Иосифовичу в связи с предстоящим 50-летним юбилеем конкретно светило звание Героя Социалистического Труда. Возмущенный такой наглостью Брежнев поло¬жил уже готовое решение под сукно. И Манякин стал Героем лишь спустя десять лет.
Не трепетать перед кремлевским начальством — качество и в те-то времена редкое. А уж нынче, когда у всей чиновничьей братии дрожат коленки перед любым, чье кресло чуть выше, — такое и вовсе не встретишь.
О Манякине слагали легенды. О нем написаны книги. Никаких газетных страниц не хватит, чтобы полноценно рассказать об этом человеке.
Каждому — по заслугам? Вот тут-то и начинаются нелепости. Глава Пенкин, на словах признавая эти самые заслуги, почему-то предложил дать имя Манякина захудалой маленькой улочке в своем большом округе. Она тянется вдоль унылого забора промзоны ПО «Полет» и упирается в зеленые ворота бывшей заводской проходной. На ней, протяженностью менее километра, планируется построить аж целых три многоэтажных жилых дома. Вот такой перспективный «проспект»!
Эту улицу правильнее было бы назвать тупиком. А вот правильно ли тупику на задворках города присваивать имя столь уважаемого человека?
Казалось бы, ответ очевиден для любого здравомыслящего человека. Но только не для главы Пенкина, главного топони- миста Глебова, и.о. мэра Виже- витовой и главного городского «социальщика» Быструшкина. Комитет, возглавляемый послед ним, принял единогласное(!) решение вынести на заседа¬ние горсовета проект решения «О присвоении наименования улице…» и рекомендовать горсо¬вету принять пресловутый проект сразу в первом и втором чтении.
На Манякине решили сэкономить?
Наши читатели, из Интернета и печатных СМИ узнавшие о решениях городских депутатов и чиновников, недоумевают. Вот что написала в газету Мария Артюхова:
«В Омске множество улиц с дурацкими названиями. Съездовская — это в честь форумов КПСС, «Единой России» или ЛДПР?
Какие такие депутаты имеются в виду? Да и вообще с фантазией у тех, кто дает улицам имена, очень уж плохо. В городе целых 36 Северных улиц, 34 Рабочие, 27 Линий, 21 Амурская, 13 Комсомольских!
Почему бы улице Спартаковской, на которой жил Сергей Иосифович, не присвоить его имя? Кстати, по-моему, никто не понимает, то ли названа она в честь римского гладиатора, то ли в честь футбольного клуба.
А что стоит за названием Березовая? Тем самым увековечи¬ли деревья, что ли? Между прочим, на этой улице расположена больница, которая при Маняки- не строилась, да и ведет она в СибНИИСХоз, расцвет которого — тоже безусловная заслуга тогдашнего первого секретаря обко¬ма КПСС. Вот вам еще достойный вариант переименования.
Или возьмите Зеленый остров — детище Манякина. К нему ведет улица с абсолютно невыразитель¬ным названием Затонская. Кстати, таких Затонских в Омске целых шесть штук. Одной, главной и лучшей из них, и дали бы имя человека, которым мы все гордимся.
Как бы то ни было, улица с именем Манякина должна быть приметной, центральной, знакомой всем омичам».
Вам не кажется, что простые люди мыслят более адекватно, чем чиновники и депутаты?
Тут, правда, есть один момент, который может пояснить весь этот депутатско-чиновничий сговор. Дело в том, что пе-реименование улицы требует определенных затрат. А дать название безымянному закоулочку- тупику — ничего бюджету не стоит. Таблички на домах повесит инвестор-застройщик — вот и вся цена вопроса.
Может, на Манякине решили попросту сэкономить? Но тогда это и вовсе полное безобразие. Если не сказать — цинизм. Имени конкретно Вас.
Уважаемые отцы и матери города, слуги народа и прочие ответственные лица! Дай вам, конечно, Бог здоровья, но… Представьте, что когда-то, через много-много лет благодарные потомки захотят увековечить ваше имя. Потому что вы наконец-то сподобитесь сделать для Омска и нашего пилотного региона нечто такое, что хотя и не сопоставить с заслугами Сергея Иосифовича, а всё же… И вот потомки вознамерятся.
А теперь ответьте честно на главный вопрос. Вы хотели бы, чтобы ваше имя дали улочке- тупику в три дома, в полкилометра, с видом на серый забор?
То-то же! …Есть еще интересный поворот в этой неприглядной истории. Этакое бюрократическое построение, вроде законное, но неизбежно вызывающее иронию у всех, кто ею обладает.
Чтобы дать чье-либо имя улице, требуется заключение антикоррупционной экспертизы. В нашем случае она работала при правовом управлении горсовета. И вот начальник управления Голушков, внимательно рассмотрев вопрос с Манякиным, пришел к выводу: «По результатам антикоррупционной экспертизы проекта Решения Омского городского Совета «О присвоении наименования улице в Октябрьском административном округе города Омска» коррупциогенные факторы в нем не выявлены».
Как эту корявость понимать? Видимо, так: достоверно установлено, что никто из сочувствующих Манякину никому не давал взяток, чтобы его имя присвоили тупику в Октябрьском округе.
Да лучше бы уже дали, чтобы присвоить имя Манякина достойной улице.
P.S. Заседание горсовета, которое может принять (или отклонить) унизительный для памяти С.И. Манякина проект решения, пока не состоялось. Давайте все вместе попробуем повлиять на этот процесс. Пишите нам в газету. Пишите в мэрию и в горсовет. Должны же хоть когда-то ОНИ начать прислушиваться к НАМ!
Омская трибуна №8 1марта 2012 г.
Владимир Булычев