«Разговоры о домашней омской авиакомпании – это понты»
Планам по созданию домашней авиакомпании в Омской области, судя по всему, не суждено сбыться. Сделка между омской авиакомпанией «Иртыш» и чешским авиазаводом на поставку 20 новых самолетов сорвалась из-за того, что на прошлой неделе директора «Иртыша» Юрия Берестникова отстранили от должности. По мнению самого Берестникова, в Омской области авиация просто никому не нужна. Эксперты же связывают неудачи компании с банальным экономическим просчетом руководства.
Напомним, что 23 марта Западно-Сибирская транспортная прокуратура опубликовала информацию о том, что мировой судья дисквалифицировал (лишил права управлять авиакомпанией) директора авиакомпании «Иртыш» Юрия Берестникова на 1 год. Причиной стала задолженность по зарплате работникам авиакомпании в размере более 5 млн рублей.
В этот же день, по информации газеты «Коммерческие вести», Берестников подписал контракт с чешским авиазаводом на лизинговую поставку 20 самолетов Л-410. Теперь из-за постановления мирового судьи этот контракт признан недействительным, а заказанные самолеты руководство «Иртыша» вынуждено перенаправить в другую авиакомпанию.
«Ситуация просто абсурдная. 23 марта был подписан контракт, но теперь этот контракт недействителен, поскольку я уже не являюсь руководителем предприятия. Я пытался спасти авиакомпанию, постепенно гасил долги по зарплате, которые накопились за то время, пока она не работала из-за отзыва сертификата эксплуатанта, фактически дотировал предприятие из своих собственных средств. Без новых самолетов у авиакомпании «Иртыш» нет перспектив. А эти 20 самолетов Л-410 я теперь буду вынужден перенаправить в другую авиакомпанию. И вообще я уже стал сомневаться, имеет ли смысл развивать авиапредприятие в регионе, где авиация никому не нужна», – цитирует издание Берестникова.
Однако специалисты связывают неудачу предпринимателя с простым экономическим просчетом. Бывший директор ОАО «Омский аэропорт» Сергей Круглов удивляется идее купить самолеты Л-410. По его словам, они предназначены на небольшие расстояния и раньше использовались для полетов внутри региона, что сейчас абсолютно невыгодно.
«Во главе угла всегда должна стоять экономика. Для того чтобы понять, нужна авиация или нет, сначала нужно просчитать ее экономику, нужно посмотреть, какова подвижность населения, в частности, в омском регионе. К сожалению, по сравнению с соседними регионами она небольшая. Нужно смотреть, какие потребности не закрыты на сегодняшний день в регионе – на каких трассах, на каких удалениях, на каких направлениях. А дальше уже вести речь о типах самолетов. Лично мне, а я в авиации достаточно долго проработал, не совсем понятно, куда товарищ собирался летать на самолетах Л-410. В советские времена они выполняли полеты в Тару, в Тевриз, в Усть-Ишим, самое дальнее направление – Павлодар (порядка 450 км). В областные районные центры летать уже не получится, потому что там нет аэродромов. Даже если их восстановить, все равно себестоимость выполнения полетов на самолетах на местных воздушных линиях такова, что никто не будет покупать на них билет», – считает Сергей Круглов.
По его мнению, сейчас создать с нуля конкурентоспособную авиакомпанию практически невозможно – для этого потребуется порядка $1 млрд. В том, что кто-то готов вложить такие деньги, Круглов сомневается. Что касается, авиакомпании «Иртыш», то он считает, что изначально это были «понты» и просто вывеска.
«Если просто создать вывеску, здесь много денег не надо. То же самое авиакомпания «Иртыш» – за что купили, за то и продали. Здесь одни понты: у нас своя авиакомпания. И вот с такой большой помпой читаем заголовки газет – «Авиакомпания «Иртыш» – светлое будущее». И кончилось это ничем, потому что не было элементарного расчета. Просто назначили хозяина компании. Я очень сомневаюсь, что тот же самый Шишов горел желанием заняться авиационным бизнесом, а уж тем более создавать свою компанию. Просто был назначен на эту роль. И понес, думаю, несколько десятков миллионов убытка», – отметил экс-директор «Омского аэропорта».
Напомним, что омское научно-производственное объединение «Мостовик» в январе 2011 года купило авиакомпанию «Вельталь-Авиа» Atlas Jet, которую в марте переименовало в ООО «Авиакомпания «Иртыш». В сентябре авиакомпания была уже продана. Известный российский предприниматель Юрий Берестников приобрел 70% долей ООО «Авиакомпания «Иртыш» у НПО «Мостовик». По 15% долей было продано члену совета директоров алтайского «Акционерного коммерческого банка «Сибэнергобанк» Валерии Зусиной и генеральному директору СРО НП МОСО «ОборонСтрой» Ирине Ясаковой.
Через два месяца, 10 ноября прошлого года, ООО «Авиакомпания «Иртыш» прекратило свое существование. Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта из-за «ухудшения производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности эксплуатанта».
После того, как авиакомпании запретили совершать полеты, новое руководство «Иртыша» планировало отказаться от старой техники и закупить 10 чешских самолетов новой модификации Л-410. А через год, по расчетам Берестникова, должна была начать полеты авиакомпания уже под другим названием.
Напомним, что в «Омске-Центральном» уже базировалась домашняя авиакомпания «Омскавиа». Компания эксплуатировала 9 самолетов ТУ-154М и один АН-24РВ, совершала регулярные рейсы в Москву, Сочи и Нижневартовск в России, а также во Франкфурт, Ганновер и Кельн в Германии. Четыре самолета Ту-154М сдавались в аренду иранской авиакомпании Mahan Air (с 1996 года). В 2008 «Омскавиа» обратилась в арбитражный суд с заявлением признать ее банкротом, и в 2009 году прекратила полеты.
Автор: Мария Косарева
Источник:.superomsk.ru