Станет ли Назаров самым открытым губернатором России?
На первой пресс-конференции нового губернатора Омской области Виктора Назарова был аншлаг – журналистов пускали всех без исключения. Сам губернатор заверил, что будет держать курс на открытость власти и выстраивании отношений с журналистами. Будет ли губернатор открыт для общения и после инаугурации?
Говоря о СМИ в контексте отношений городских и областных властей, Назаров заявил о необходимости равноудаленности СМИ от всех властей. «Информационная война закончилась, — заявил утверждённый губернатор. – Пора начинать работать для людей».
Пока в Омской области происходит смена власти, «Национальная служба мониторинга» совместно с «Институтом независимых политических исследований» подготовили медиа-рейтинг глав субъектов РФ за апрель 2012 года на основе коэффициента информационной открытости. По их подсчетам, получилось, что в тройку наиболее информационно открытых губернаторов вошли губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, глава Ивановской области Михаил Мень и губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Бывший же губернатор Омской области Леонид Константинович Полежаев в апреле занял 73 место в рейтинге.
Рейтинг традиционно был построен на основе анализа свыше 400 федеральных и 3 000 региональных изданий: ТВ, радио, пресса, информационные агентства и Интернет-СМИ. При анализе блогов учитывались только официальные аккаунты российских губернаторов на платформах Twitter и LiveJournal.
Омскпресс решил выяснить у работников медиа, есть ли шансы у Назарова стать самым открытым для прессы губернатором в России?
Андрей Лебедев, журналист федерального информагентства: «Леонид Полежаев в начале своего правления был, наверное, самым «информационно открытым» губернатором России. Есть достоверные истории о том, что корреспонденты могли позвонить ему в нерабочее время на домашний телефон и поговорить на волнующие их темы. Назаров на первой пресс-конференции не раздал редакторам СМИ номер своего мобильного, а когда я пытался выяснить что-либо о нем у пресс-службы еще до его назначения Дмитрием Медведевым, то наткнулся на глухую стену: «Назаров за городом, с ним нет связи». Не стоит обольщаться, что журналисты смогут ногой распахивать двери правительства, но крепкую середину в рейтинге «информационной открытости» его пресс-служба, я надеюсь, сможет обеспечить».
Станислав Жоглик, заместитель редактора журнала «Бизнес-курс»: «Об этом уместнее было бы поговорить лет через 10. Известно, что Леонид Полежаев на заре своей губернаторской карьеры был очень открытым главой региона, лично встречал журналистов в своей приемной. Если Виктору Назарову удастся сохранить сегодняшний стиль на протяжении всего своего руководства, не озлобиться на журналистов, не отчаяться в них – он останется в доброй памяти омичей, что гораздо важнее, чем место в каком-то рейтинге. Попадет ли г-н Назаров в верхушку рейтинга открытости губернаторов – зависит от многих факторов, в том числе и от стратегии его информационного управления. Конечно, можно как при Леониде Полежаеве скупать полосы в федеральных изданиях приглашать московских журналистов за бешенные гонорары. И тогда если г-н Назаров окажется в первой десятке, а реальной открытости омские журналисты чувствовать не будут – это станет лишь предметом для насмешек».
Ренат Атаев, руководитель интернет-проекта РИА «НДС» («РБК в Омске»): «Сказать что-либо о градусе будущей открытости Виктора Назарова трудно. Вспомним нашего земляка Игоря Слюняева, который начал свою губернаторскую деятельность в Костроме с очень похожих жестов: зарегистрировался в твиттере, открыл Livejournal, стал активно участвовать в местном аналоге «Омского форума», отвечать на посты жителей области. Но хватило его ненадолго — пара-тройка критических комментариев и он огородился. Дальше веселее — несколько исков блогерам и вся репутация «самого открытого» столь же быстро исчезла. Это жизнь. Если ты хочешь иметь репутацию дружественного журналистам чиновника — нужно менять менталитет. Готовность к критике дорогого стоит. Причем — если речь идет об интернете — критика может быть далеко не всегда корректно и вежливо сформулированной. Назаров в сеть пока лезть не обещал, видимо, наслышан о неудачных попытках коллег там пиариться, но насчет продолжения практики «открытых» пресс-конференций и «встреч без галстуков», я бы пока на месте нашей братии иллюзий не строил. Сегодня Назарову критики бояться не приходится — он еще ничего не сделал. Но когда такая критика пойдет, а она пойдет обязательно, даже если он окажется довольно продуктивным губернатором, то чтобы оставаться открытым и не огородиться карманными медиа», нужно будет иметь большое мужество».
Снежанна Гриценко, выпускающий редактор журнала «Шоколад»: «Барьеры между властью и населением не допустимы», – так Виктор Назаров резюмировал свою позицию на недавней пресс-конференции. Если верить словам, то вполне возможно, что в рейтинге информационной открытости глав субъектов РФ он поднимется выше нашего прошлого губернатора. Станет ли Назаров самым открытым – об этом можно будет говорить только после того, как мы сможем оценить первые плоды его деятельности. К примеру, план принять «непопулярные меры для того, чтобы выровнять бюджет», которые также коснутся одного из брендов региона ХК «Авангард», мне показался своего рода откровением. Интересно, что из этого выйдет. Я думаю, у Виктора Ивановича неплохие шансы на то, чтобы, если не занять первую позицию в рейтинге, то хотя бы войти в ведущую десятку.
Алексей Пантелеев, обозреватель делового еженедельника «Коммерческие вести»: «С экс-губернатором Леонидом Полежаевым впервые в качестве журналиста мне удалось столкнуться в 2003 году, и уже тогда неприятно удивил его способ общения с прессой и жителями с заранее подготовленными и согласованными вопросами, на которые сотрудниками пресс-службы губернатора были написаны ответы. На мой взгляд, такой стиль взаимодействия со СМИ шел еще с советских времен, когда поступающая в прессу информация дозируется и всячески контролируется, а к высокопоставленному чиновнику невозможно просто так «не по протоколу» подойти с вопросом или связаться по телефону.
Новый губернатор Виктор Назаров пока демонстрируют совершенно иной подход и большую открытость для СМИ. Он не связан советскими традициями «протокола», однако он является теперь уже бывшим топ-менеджером крупной компании, где все равно существовали корпоративные правила взаимодействия с журналистами. Думаю, ситуация существенно изменится к лучшему: заседания регионального правительства вновь станут открытыми, а встречи Назарова с журналистами будут регулярными и более откровенными. Но ожидать, что Назаров «станет самым открытым губернатором», как поставлен вопрос, думаю, не стоит. Традиции российской государственности к этому не располагают».
Галина Липатова, пресс-секретарь Молодежного парламента Югры: «Живя в другом регионе и лениво отслеживая новости в Омской области, фамилию Назаров я ассоциирую пока с двумя инфоповодами. Первый — он сменил Полежаева. Второй — он поддержал кудрявого блогера, решившего стать мэром Омска. Пока все. По моим ощущениям, говоря об информационной открытости, мы оцениваем не сколько самого чиновника, сколько его пресс-службу и то, насколько оперативно она отрабатывает те или иные информационные поводы, насколько быстро реагирует на запросы пользователей социальных сетей. Банально, но факт. Еще факты — власти пишут письма-приказы на подразделения самых разных уровней с требованием комментировать посты первого лица региона. Зная изнанку, к информационной открытости и подобным рейтингам отношусь крайне скептически. Похоже, что мне все же все равно, какое место в рейтинге открытости займет губернатор, важнее его реальные дела».
Роман Лендел, заместитель редактора «Комсомольской правды» в Омске: «Cамым открытым стать будет достаточно сложно, так как о нашем регионе редко сообщают федеральные СМИ в контексте его руководителя. Возможно, новый губернатор попытается эту ситуацию переломить. Но для этого нужно создавать информационные поводы. Необходимо дождаться кадровых решений, чтобы делать выводы. Многое зависит от того — кто именно в команде главы региона будет отвечать за работу со СМИ. Сейчас Назаров демонстрирует курс на открытость, и правильно делает. Интерес к новому человеку во власти со стороны журналистов понятен, поэтому на первых порах в подобных рейтингах новый руководитель априори должен занимать позицию выше Полежаева. А дальше — все будет зависеть как от личных качеств, так и от окружения Назарова. На мой взгляд, перемены в информационной политике в Омской области давно назрели. И тут одним открытием блога или страничек в соцсетях ограничиваться нельзя. Нужна масштабная перестройка».
Анна Атягина, журналист: «Не знаю, станет ли Назаров самым открытым, но думаю, что он будет более открытым, чем Полежаев. Отношение к областной власти и к персоне губернатора в Омске все эти годы было не самым теплым, думаю, нужно его менять и это будут делать. Более развернутый комментарий сейчас дать сложно — поживем – увидим».
Антон Дымченко, журналист: «Думаю, у Назарова есть все шансы стать самым открытым губернатором, по крайней мере войти в десятку. Своей открытостью он может мигом завоевать лояльность жителей Омской области, в отличие от своего предшественника. Журналисты будут вспоминать как дурной сон такие программы, как «Губернаторский час» и наконец-то вдохнут воздух свободы слова. Только бы вот не перенасытиться и не задохнуться им. В любом случае Омск ждут большие перемены. И в такие моменты надо менять жизнь в городе в лучшую сторону».
Лейсан Махмутова, журналист: «Ничуть не удивлена результатами рейтинга. Было бы странно, окажись мы в тройке лидеров, пришлось бы срочно менять свое отношение ко многим вещам. Я для начала скажу банальные вещи: думаю, рано ставить неуды или отлично. Надеюсь, что мы получим взаимодействие совсем другого рода. И все это – при том, что СМИ бывают разные, как пелось в одной известной песенке. При том, что бывают (вот это да!) журналисты, откровенно оппозиционные к местной власти, так и весьма к ней лояльные, и распределены они достаточно неравномерно. Ответа на заданный вопрос заслуживает каждый и именно справедливость в этом плане, на мой взгляд, и покажет открытость или ее отсутствие.
В идеале я как корреспондент рисую себе отрадную картину, как теперь комментарии будут даваться по делу и оперативно, и не придется тратить несколько часов, пытаясь выбить мнение по поводу своей статьи у кого-то из чиновничьего аппарата. Ну и что мы будем видеть первое лицо региона не только на пресс-конференциях, которых в год можно по пальцам пересчитать. Что будет возможность спросить, услышать и получить ответ».
Юлия Саютинская, независимый журналист: «Я как житель этого города хочу удовлетворения своих нужд — хочу, чтобы у меня были перспективы для развития внутри региона в том направлении, которое я выберу. Хочу, чтобы не душили любые начинания. Хочу, чтобы реально было организовать свой бизнес без откатов и милований с кем-то из власть имущих. Хочу независимости в своих выборах и решениях, и хочу гарантий, безопасности и повышения общего уровня населения (он за последние годы сильно упал — основная масса счастливых обладателей интеллекта и способных на действия уезжает, а тот процент, что остается, ничтожно мал). Недавно в «Снобе» кто-то сказал, что в России заводить детей — безответственно. Так вот я хочу, чтобы детей здесь растили не «для закалки характера», а для будущей безбедной, интересной жизни в этом городе, где они смогут полностью реализовать свои амбиции. А прозрачность политики губернатора — это, конечно, прекрасно, но ее результаты все же важнее».
Антон Руднев, хоккейный обозреватель сайта Sports.ru: «Вопрос из серии «Когда состоится встреча человека и НЛО?». Не в смысле, что вопрос глупый, а в плане того, что ответ будет получен только через какое-то время. Только сам Назаров и его ближайшее окружение сейчас знают, как будет строиться работа с журналистами. Я же не Нострадамус и предсказывать не берусь. Уверен лишь в том, что информационная политика СМИ в Омской области сильно изменится и, надеюсь, не будет такой однобокой как ранее. Причем, это касается и подавляющего большинства городских, и практически всех областных средств массовой информации».
Источние:РИА ОмскПрес
Comments
Алёна.
А для кого, уважаемый господин Назаров должен быть открыт и доступен? В Омске нет профессиональных журналистов. Были: Денисенко, Трубицина и Грачёв, так их поглотила «полежаевщина». А то что осталось, это даже не журналюги, а так — мокрицы с унитаза жизни…