Вашу ноту, маэстро!
31 мая старейшему члену Омского землячества в Москве, участнику Парада Победы в составе сводного оркестра на Красной площади 24 мая 1945 года Петру Ивановичу Звегинцеву исполняется 85 лет.
В одну его 85-летнюю жизнь вместилось несколько жизней, и каждая, если рассказывать о ней по-отдельности – интересна и значительна. Это был бы рассказ и о председателе колхоза в омской Богословке. И о председателе Омского (тогда Ульяновского) райисполкома. И о главном редакторе журнала «Земля сибирская, дальневосточная». И о начальнике главного управления Минсельхоза СССР. И о дипломате в ранге первого секретаря посольства СССР в Афганистане. Но мне хочется начать с рассказа о солдате, призванном в Красную армию, когда уже гремели повернувшиеся к Победе залпы Великой Отечественной войны. Он служил… трубачом в эвакуированном в Омск Ярославском военно-интендантском училище. Излишне судить, каким надо было быть одарённым музыкантом, чтобы из Омска попасть на службу в Образцово-показательный оркестр Военно-воздушной академии имени Жуковского, а затем в составе многотысячного сводного оркестра играть на Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.
И это всё о нём, о Петре Ивановиче Звегинцеве, который ныне живёт в Москве на Проспекте Мира. И мы постоянно встречаемся как земляки. Его единственная на все времена спутница жизни Мария Евдокимовна подаёт нам собственного засола редчайшей вкусноты капустку, Пётр Иванович при этом любит блеснуть своим искусством приготовления красной солёной рыбки… И если мы выпиваем с ним по три рюмочки водки, то третью обязательно поднимаем за наших жён. У них с «Машенькой» совместной жизни уже более шестидесяти, у нас с моей Риммой Ивановной в нынешнем январе была «золотая свадьба».
В таком импровизированном застолье мы в последнее время всё чаще говорим о приближающихся других юбилеях, они по датам почти совпадают: его 85-летие будет 31 мая, моё 75-летие – после этого ровно через неделю. Рубежи, что и говорить, не молодецкие, но Пётр Иванович, учитывая десять лет разницы, называет меня «совсем молодым».
Иногда он углубляется в свои музыкальные воспоминания. И они необыкновенно интересны. К тому же рассказчик он великолепный. Была у него такая история. Приезжал в Омск Председатель Социалистической Единой партии Германии Вальтер Ульбрихт. Возили высокого заграничного гостя в колхоз имени Чапаева. Сопровождал его из Москвы секретарь ЦК КПСС А.П.Кириленко. Ульбрихт подарил колхозу, а точнее Саду имени Комиссарова, аккордеон. К месту пришёлся случай опробовать инструмент, и председатель райисполкома Звегинцев развернул меха, зазвучала мелодия «Подмосковных вечеров». Все заулыбались, стали подпевать. И вдруг «запала» кнопка басов, вышел маленький конфуз. А.П. Кириленко бросает Петру Ивановичу подсказку: «Возьми басовой аккорд!» На удивление, это оказалась подсказка знатока. А в вечернем репортаже по радио за счёт монтажа заминки и вовсе как не бывало.
Случалось, что пристрастия к музыке, мешали успешной должностной карьере. Председателем колхоза он стал по Всесоюзному призыву, как доброволец-тридцатитысячник. Переезжал в деревню из города. Имел личный автомобиль «Москвич-408», который тут же ему предложили продать, чтобы не мозолить глаза бедным колхозникам. Но пианино он всё же перевёз, не мог жить без музыки. И это воспринималось как предмет роскоши. Вся родословная у Звегинцевых мечена музыкальностью, генеалогическое древо указывает на связь в оном колене со знаменитым русским оперным басом Максимом Дормидонтовичем Михайловым. Но не в этом дело.
Наверное, что-то такое светилось в генетическом костяке чиновника Звегинцева, что выделяло его из массы других чиновников. К слову, приведу подходящие для этого случая строки Евтушенко применительно к карьерному расчёту, где, бывает, «чуть перетончи – и на твоём горбу чечётку иные спляшут резвачи».
В одну из выборных кампаний до него дошло, что его выдвижение на высокий руководящий пост под вопросом. Слухи не подвели. Его вызвали в обком партии и предложили должность… главного редактора сельскохозяйственного журнала. «Я же не журналист!» — заявил Звегинцев. «У вас сельскохозяйственное образование и опыт работы в сельском хозяйстве. И с журналистами ладите, они вас любят».
Действительно, о нём, как о руководителе и человеке, писал знаменитый очеркист Георгий Радов. Другой известный публицист Юрий Черниченко давал два подвала в «Советской России», и заголовок был соответствующий, музыкальный – «Первая скрипка». Так что редактором журнала «Земля сибирская, дальневосточная» Петру Ивановичу пришлось стать. Правда, ненадолго. Омская область его потеряла. А нашла Москва. Звегинцева взяли в аппарат Министерства сельского хозяйства СССР заместителем начальника главка сельскохозяйственной науки и пропаганды. В аппарате на Садовой-Спасской он поднялся до ранга заместителя министра.
Такое беглое служебное резюме. И всегда в его домашнем музыкальном арсенале: пианино, аккордеон и скрипка. Правда, скрипку Пётр Иванович недавно подарил внучке Татьяне. Она, выпускница Новосибирской консерватории, солистка Омского симфонического оркестра, уже играла на ней в Испании, Италии и в других странах.[1]
Дальше расскажу нашу совместную музыкальную историю, которая случилась в конце прошлого года. Однажды на вечере, посвящённом 15-летию Омского землячества в Москве у нас была в гостях омская певица, заслуженная артистка России Светлана Бородина. Она, как всегда при своих выступлениях, спела «Омские улицы», после чего меня, как автора стихов к этой песне, тоже вызвали на сцену и я прочитал новое стихотворение, которое назвал просто – «Романс». Пётр Иванович позвонил мне на другой же день и попросил прислать по электронной почте текст «Романса». «Стихи так и просятся на музыку», — сказал он. «Ну, что ж, — шутя, отвечаю, — вашу ноту, маэстро!»
Прошло две или три недели. Петр Иванович звонит и объявляет, что мне сейчас по «электронке» будет отправлен музыкальный файл. Проходит несколько минут, вижу: замигал сигнал e-maila. Дальше — дело техники. Из динамиков раздаются аккорды фортепьяно и великолепный баритон пропевает первые строки моих стихов. Прослушав до конца, я нажимаю «повтор» и начинаю вживаться в мелодию. Она мне нравится. Через час я уже привык к ней, хожу по квартире и напеваю.
Потом начинается выяснение творческих секретов маэстро. Пётр Иванович что-то говорит о настройщике пианино, которого в состоянии сочинительского азарта ему пришлось вызывать домой. Потом он, якобы, передал наброски нот племяннику в Омск. Я уже говорил о наследственной музыкальности семейства Звегинцевых. Оказывается, племянник Петра Ивановича, заслуженный артист России Александр Хмыров – солист Омского музыкального театра. Это с его великолепного голоса из Омска в Москву до меня дошли звуки романса.
О музыке, конечно, можно говорить словами. Но песню всё же надо слушать. И мы с Петром Ивановичем с удовольствием дарим её нашим читателям и слушателям.
Михаил Сильванович
Правление землячества поздравляет ветерана со знаменательной датой. Желаем Вам, дорогой Пётр Иванович, а также вашей верной спутнице жизни Марии Евдокимовне крепкого здоровья ещё на долге годы. Всяческих успехов вашим детям и внукам. Пусть в душе вашей всегда живёт музыка и радует вас и нас прекрасными нотами и аккордами.
Comments
Светлана
Запасы Оюу-Толгоя оцениваются более чем 900 миллионов тонн руды с содержанием 0,5 процента меди и 0,36 грамма золота на тонну. Тысячи людей пришли для того, чтобы проститься с ней и посмотреть на процессию, которая, по словам очевидцев, стала самой значительной военной церемонией со времени похорон Уинстона Черчилля. Скульптура приехала в Петергоф из Петербурга на специальной платформе по маршруту, который частично совпал с маршрутом 1947 года.
Галя
Известный польский журналист, главный редактор авторитетного еженедельника «Нет» («Nie») Ежи Урбан (Jerzy Urban) «преднамеренно и сознательно» оскорбил в своей статье покойного Папу Римского Иоанна Павла Второго. Бюджет США на 2006 год предполагает выделение на проведение военных операций в Ираке и Афганистане 50 миллиардов долларов. «Париж уже располагает множеством готовых объектов и хорошей транспортной инфраструктурой», — перечислил некоторые преимущества города на Сене эксперт по Олимпийскому движению Мэтью Сайед, выступавший ранее за Великобританию на соревнованиях по настольному теннису.