СЫНОВНИЙ КРЕСТ
Журналисту, писателю, поэту, нашему земляку Михаилу Сильвановичу 7 июня 2012 года исполняется 75 лет. Недавно в Москве вышла его новая книга «Сыновний крест».
Когда знаешь человека много лет, когда видишь его творческий путь, то перестаёшь удивляться его способности видеть и чувствовать проблему там, где большинство людей и не верит, что она вообще может возникнуть в его обществе, в его доме. Читая острые, глубоко публицистичные статьи и очерки Михаила Сильвановича, поражаешься не только их правдивостью, что вполне естественно, а неким провидением. Это особенно удивительно, потому что Михаил Сильванович всю жизнь работал в партийной печати. А по общепринятому мнению, которое отчасти разделяю, она «вживляет» в человека склонность к догматическому мышлению.
Но, мне кажется, что по главной сути своего творческого дарования Михаил Сильванович никогда не относился к начётникам, слепо выполняющим устав и очередные постановления партии. Он просто всегда был предельно честным журналистом и человеком.
Я не ставлю перед собой задачи разобрать всё его творчество. Оно не только тематически многообразно, но и очень велико по объёму. Это и книги, и газетные статьи, репортажи, очерки, интервью с очень известными людьми, опубликованные в различных изданиях, начиная с Тарской районной газеты, для которой молодой журналист в 50-е годы готовил свои первые материалы, и кончая солидными столичными изданиями.
К 75-летию автора издана библиография его публикаций более чем за полвека творчества. Это солидный библиографический сборник. А, судя по заголовкам многих статей и очерков, в качестве эпиграфа к нему можно поставить строку из одного стихотворения Михаила Сильвановича: «Неутолима боль России…» Окончание этой строки сокрушающее – «…её безнравственная власть». Оно, несомненно, адресовано «перестройщикам», начиная с конца 80-х годов прошлого века. Здесь позиция автора бескомпромиссна. Страна вновь, как поётся в старом Гимне, пущена на слом «до основанья», а что последовало «затем» — тут и выявляется то, что я в начале назвал провидением автора. Вот коротко об этом. Литературная газета печатает статью М.Сильвановича под заголовком «Скрынок». Смысл её в том, что вместо цивилизованного рынка, стимулирующего экономику, укоренился скрытый рынок, на котором орудует перекупщик и спекулянт. Собственным корреспондентом газеты «Сельская жизнь» автор был у истоков бурного развития нефтегазового комплекса Западной Сибири, за что в 1981 удостоен премии Союза журналистов СССР (серия статей «Нефть и земля»). А что «затем»? Спустя 20 лет, автор воспользовался правом написать статью «Трубный запах российской экономики» (Журнал-обозрение «Новая книга России») и вариант этой статьи под заголовком «Цена «борделя» нефти» опять же публикует Литературная газета. Квинтэссенция публикаций – распродажа недр страны в ущерб собственной экономике и будущности страны..
Несколько лет М.Сильванович пишет очерк «Можайский тракт», он с доработкой и дополнениями проходит через две его книги, а документальная автобиографическая повесть «Каргачи» — даже через три. Могу с полной ответственностью утверждать, что по этим исследованиям можно изучать историю существования и развала отечественного сельского хозяйства, в результате чего Россия, располагающая несметными земельными ресурсами полностью утратила свою продовольственную независимость. Ранее, в предисловии к книге М.Сильвановича «С поклоном и молитвой», вышедшей в Москве в 2008 году, я писал о высоких литературно-художественных достоинствах этих произведений.
Поэзия- это ещё один из жанров творчества Михаила Сильвановича, что заслуживает особого разговора. О его стихах можно сказать гораздо больше хорошего, чем в оценочном плане говорят о написанной на его стихи песне «Омский улицы» (композитор Вячеслав Косач). Кстати, у песни нынче юбилей, она 50 лет звучит в эфире и на эстраде, а по рейтингу музыкальных произведений об Омске не имеет себе равных. Но у меня задача значительно скромнее. Мне хочется поговорить об его недавно вышедшей прозаической книге с проникновенным, и, я бы сказал, философским названием «Сыновний крест». Так называется одна из повестей этой книги.
Сама же книга в очередной раз заставила меня задуматься о непредсказуемости творческого пути. Я думаю, что у этой книги очень большая и непростая история. Более того, это новое, литературно-художественное осмысление всего, что было написано в предыдущих книгах «Земные заботы», «Нашу землю нам и беречь», «В поисках потерянной страны», «Биография моей души», «С поклоном и молитвой». Но это и свидетельство новых творческих возможностей автора. И если в вышедших ранее книгах писатель, прежде всего, обращался к жизненному опыту, знаниям, ищущему интеллекту своих читателей, то «Сыновний крест» обращён к их умному сердцу.
Главный герой заглавной повести несёт по жизни свой крест и ставит его в конце пути на могиле отца, русского крестьянина, «смытого» с родной земли в таёжную глухомань волной коллективизации. Герой другой повести -«Дунайские волны» — в своей успешно прожитой жизни вращался во властных сферах столицы. Но, выйдя на пенсию, за несколько дней на своей малой родине не только проживает заново свою лирическую драму молодости, но и разочаровывается в плодах своей столичной деятельности, которые в родной провинции проявились в неисправимой социальной ситуации, понуждающей его близких родственников и земляков метаться по земле, в поисках лучшей доли.
Когда читаешь талантливого автора, то незаметно для себя как бы сливаешься с его героем, начинаешь жить его жизнью. Безусловно, герои «Сыновнего креста» и «Дунайских волн» по многим координатам не совпадают с моей жизнью, хотя в чём-то, если не буквальное, то сущностное я чувствую между нами сходство. Я не родился и не жил, в так называемой, кулацкой семье, не отмечался в ссылке у коменданта, и, наверняка, не испытал тех унижений, которые испытал герой автора, не рос в деревне, где были репрессированы все от мала до велика. . . Но я был сыном репрессированной матери, которая отбывала ссылку в Нарымском крае ещё до моего рождения. Прошла большая часть моей жизни, прежде чем, я узнал о судьбе своей матери, подняв следственные документы в архиве КГБ. Чувства, которые я испытывал, читая дело своей матери, были очень схожи с теми, которые испытывал герой повести «Сыновний крест» Иван Михайлович Панов, навестив так называемую малую родину, в которой прошло его горькое и всё же счастливое детство.
Мы с Михаилом Ивановичем Сильвановичем люди одного поколения, из тех детей и подростков, которые не путали хомут с дугой, а гужи с вожжами, для которых тяжёлый крестьянский труд наравне со взрослыми был привычным и необходимым. И совсем не потому, что классик марксизма сказал, что труд сделал обезьяну человеком. А, пожалуй, даже наоборот, только трудясь, мы не стали обезьянами и просто выжили. И ещё благодаря тому, что наши благословенные бабушки и деды чуть ли не с самого нашего рождения не уставали повторять: как потопаешь, так и полопаешь.
Жизнь автора и его читателей в частностях могла не совпадать, но в ней было много общего. Ранний труд, близость к природе и к своему народу. С его горестями и радостями, потерями и победами. Со всем тем, что составляет народную душу и его национальный дух.
Сложные перипетии тяжких духовных и физических испытаний нации, во время которых мы всегда были вместе, рядом, рука об руку, автор передал точно, достоверно, с тонким пониманием сложностей духовного созревания нашего поколения.
Нас трудно обмануть, заставить поверить, что все страдания и труды нескольких поколений были напрасны. Нам не забыть и не простить разграбления нашей страны, глубокого оскорбления народной души и памяти. И пока это в нас живёт, несмотря ни на что живы и мы. Говорят, что надежда умирает последней, но я уверен, что пока среди нас есть люди, способные говорить правду, наша надежда не умрёт никогда. У нашей надежды есть точный символ — это ПОБЕДА!
Всё это Михаилу Сильвановичу удалось рассказать очень достойно, с глубоким пониманием и горечью. И оптимизмом!
Повесть «Дунайские волны», повествующая о первой, чистой юношеской любви со страданиями, трепетными отношениями между молодыми людьми, в которой есть и романтизм, и любовная драма, и настоящая трагедия, воспринимается мной, как очень удачное дополнение к «Сыновнему кресту». Она читается с захватывающим интересом, особенно на фоне безнравственной литературной халтуры, которой заставлены полки книжных магазинов и завалены киоски.
Автор без нравоучений, через опыт своего героя не устаёт нам напоминать библейские заповеди: люби, живи не по корысти, а по совести, помни о близком и о близких.
Валерий Мурзаков, член Союза писателей России
Дорогой Михаил Иванович! Члены правления Омского землячества в Москве горячо и сердечно поздравляют Вас со знаменательным юбилеем! Ваши стихи, книги, журналистские публикации нашли глубокое признание читателей за умение показать чистоту и правдивость жизни, верность традициям предков, искреннюю любовь к сибирскому краю. Ваше творчество высоко почитаемо на родной земле, а песня «Омские улицы» стала ее признанным гимном. Являясь одним из первых инициаторов Омского землячества, Вы, Михаил Иванович, постоянно вносите свежую творческую струю в его деятельность. Желаем Вам, Михаил Иванович, новых творческих удач, оптимизма. Доброго сибирского здоровья на многие годы Вам и Вашей супруге Римме Ивановне.
Правление Омского землячества В Москве
Comments
Сергей Шумов
Присоединяемся всей семьей к поздравлениям!Всего наилучшего!
Юля Пронина
Михаил Иванович,поздравляем от всего сердца!!!!
Виктор Иванов
Всего самого наилучшего!!!Здоровья!!!!
Алена
С юбилеем дорогой вы наш Михаил Иванович!!
admin
С юбилеем, Михаил Иванович!!!!Здоровья,любви,творческих успехов!