Заводы – наши институты
Полномочный представитель президента России в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, бывший начальник цеха «Уралвагонзавода», прославившийся личной преданностью Владимиру Путину, сделал сенсационное заявление. Холманских поддержал мнение Путина, что России «нужны люди рабочих специальностей» и призвал выпускников школ не получать высшее образование.
По его словам, родители должны понимать, что их ребенок может не получать высшее образование за деньги, а пойти работать туда, где работали его бабушки и дедушки. Тем не менее, выпускники школ всё равно стремятся получить именно вузовские «корочки» и по-прежнему игнорируют техникумы и профтехучилища.
ОмскПресс спросил экспертов, почему, по их мнению, школьники предпочитают высшее образование среднеспециальному?
Ирина Ларионова, главный специалист отдела профессионального образования и науки министерства образования Омской области: «Выпускник школы видит, что высшее образование сделает его положение более статусным. Поэтому он готов получать его, даже не смотря на финансовые затраты для себя и своих родителей. На рынке труда мы видим, что почти на любое место работы работодатель просит наличие высшего образования, даже продавец должен быть с дипломом. Поэтому все подстраиваются под рынок и заканчивают вуз».
Линар Хазиев, преподаватель ОмГУ им Ф.М. Достоевского: «Люди не видят реальной пользы от высшего образования, но получают его по трём причинам. Во-первых, мода: все выпускники стараются получить высшее образование, где-то модно иметь несколько высших. Во-вторых, государство не раскрывает, сколько реально нужно людей с высшим, а сколько со среднеспециальным образованием. В-третьих, перестраховка на случай “вдруг пригодится”. Работодатель требует наличия высшего образования для всех должностей, так как ему проще написать, что требуется выпускник вуза, чем указывать, что человек должен знать английский, уметь пользоваться компьютером, грамотно писать и разговаривать. Работодатели считают, что выпускник вуза уже обладает всеми этими навыками, хотя это и не всегда так, скажем честно. Государство хотя и склоняет молодежь к получению среднего профессионального образования, однако, не рассказывает о его преимуществах, вроде востребованности, а порой и более высоких зарплат.
Ирина Харламова, исполнительный директор омского отделения общественной организации «Деловая Россия»: «Школьники идут в вузы из-за того, что долгое время в нашей стране не котировалось среднеспециальное образование, падал имидж рабочих специальностей. В то же время школьник должен понимать, что знания, которые он получил в школе, должны быть адекватны тем, которые требуются в его вузе. Если он выбирает вуз, который требует больших знаний и способностей, чем у него есть, то он может даже получить диплом, но всё равно не будет хорошим специалистом в своей области. Судить о необходимости такого количества выпускников вузов на рынке труда мне сложно. На мой взгляд, тут вопрос системный, необходимо согласовать действия тех, кто учит будущих работников с теми, кому эти работники потом будут нужны».
Ольга Отрохова, преподаватель Омского библиотечного техникума (ОмБТ), руководитель социально-культурного центра ОмБТ: «Есть такая поговорка «Рыба ищет где глубже, а человек, где лучше», она применима к вопросу, почему выпускники школ норовят поступить именно в вузы. Они думают, что диплом поможет им при трудоустройстве. Однако на практике выясняется, что на рынке труда нужны как раз работники более узких специальностей, с практическими навыками. Также, по моему мнению, есть в этом некоторый инфантилизм, дети пытаются так продлить своё детство. Получение среднего профессионального образования занимает 2-3 года, после которых нужно идти устраиваться на работу. Обучение в вуз — это гарантированные пять-шесть лет, которые можно прожить на родительские деньги. Обучение в вузе даёт большой набор общих дисциплин, типа философии, истории религий, риторики. В среднепрофессиональном же образовательном учреждении даются более конкретные навыки. Я сама, будучи студенткой третьего курса, перешла на заочное отделение и поступила одновременно в колледж, чтобы получить более конкретные знания и навыки по своей специальности.
Сергей Арбузов, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, член-корреспондент Муниципальной академии РФ: «Должна быть плановость в формировании запроса на выпускников вузов. Государство должно выяснить, сколько необходимо специалистов по определённой специальности, создать для них бюджетные места, потом выпускники должны трудоустроиться. Формировать запрос также могут компании, в таком случае они могут участвовать в финансировании бюджетных мест. Студент-бюджетник должен понимать, что, чем лучше он учится, тем престижнее будет его работа. Лучшим студентам – лучшие места. А сейчас такого нет, у многих студентов нет мотивации учиться, так как они уже знают, что после окончания вуза устроятся к папе в фирму. Современная ситуация, когда студенты после вузов не могут устроиться на работу, результат плохой системы управления. Нет внятной процедуры формирования запроса на будущих специалистов. А лучше плановой системы никто пока ничего не придумал, все лучшие вузы мира работают именно по этой схеме».
Проект: Дарья Глатко
Источник: РИА Омскпресс