Виктор Назаров О ста днях губернаторства, приоритетах, трудных решениях, алюмосиликате, о сложностях переговоров с министерством обороны, о памятниках, парках, кудрявых пеликанах и еще о том, как областная власть намерена спасать аграриев от последствий засухи
Очередная пресс-конференция губернатора Виктора Назарова была посвящена подведению итогов ста дней его пребывания у власти. Глава региона, в свойственной ему манере, был искренен и открыт для общения. Похоже, к этой манере уже привыкли омские журналисты и не боятся задавать первому лицу острые вопросы. Одна отчаянная журналистка даже спросила Виктора Назарова о том, не намерен ли он возглавить, вслед за Владимиром Путиным, водившим на зимовку стерхов, стаю кудрявых пеликанов. На что губернатор не без юмора ответил, что в Омской области птицы сезонно мигрируют без участия властей. Но в целом основная масса вопросов была по делу. «СуперОмск» предлагает своим читателям ответы на некоторые из них.
Итак, Виктор Назаров:
— О ста днях своего губернаторства: Груз ответственности увеличился, стал тяжелее вдвойне. После инаугурации еще не было осознания, насколько он тяжел. Сегодня я это уже осознаю. Осознаю, что необходимо, чтобы нести этот груз. И появилось понимание того, что назад пути нет, только вперед. Стало меньше свободного времени – все уходит на работу. Тем не менее это нормально, выдержим.
— О консолидации газораспределительных организаций региона: Во всех регионах действует единая газораспределительная система, только в Омской и Новосибирской областях ее не существует. Мы идем к тому, чтобы такую систему создать. Такой была и позиция «Газпрома» – создавать единые ГРО (газораспределительные организации) от европейской части России в Сибирь. Тюменская, Курганская, Челябинская области – в них уже действуют единые региональные ГРО. Преимущества единой ГРО: безопасность эксплуатации и единые тарифы, сегодня у нас в области пять ГРО, и у каждой свой тариф. Чтобы убрать эти перекосы, и создается единая ГРО. У нас этой организацией станет ОАО «Газстройэксплуатация», которое является стопроцентной «дочкой» области. Мы направляем в эту организацию бюджетные деньги, и потом можем ее продать, и уже вырученные от продажи средства направить на ту же газификацию сельских районов. Продавать мы ее намерены после независимой оценки независимой компании. Однако создание единой ГРО – это довольно длительный процесс, и говорить о результатах можно будет только в следующем году.
— О приоритетах в работе областного правительства: Первое – это создание в области привлекательного инвестиционного климата. Разработан проект закона об инвестиционной деятельности, который мы внесем на рассмотрение Законодательного собрания 27-го сентября. В этом законе предусмотрено создание технопарков под развитие производства. Мы намереваемся их создавать на пустующих территориях предприятий министерства обороны. Это площади, где уже есть газ, тепло, энергоснабжение. Это площадки, которые мы после принятия закона намерены предоставлять инвесторам. Также мы намерены уменьшить налоги для инвесторов в той части налогообложения, которая идет в бюджет Омской области. Мы понимаем, что на начальном этапе это приведет к снижению доходной части бюджета, но в перспективе с учетом создания новых предприятий, новых рабочих мест – это налогооблагаемая база не только выровняется, но и увеличится. Следовательно, мы получим прибыль. Также мы предусматриваем для инвесторов систему налоговых кредитов. Определенное время инвестор может не платить региональных налогов. Понятно, что после того, как инвестор построит предприятие и оно заработает, приток налогов в региональный бюджет увеличится. К числу приоритетов относится и наше участие в федеральных целевых программах (ФЦП). Каждое областное министерство уже проработало свое участие в этих программах. План нашего участия в ФЦП будет полностью сформирован к 24-му сентября. Это еще один этап регионального развития – привлечение в область федеральных средств.
— Про то, кто рассыпал алюмосиликат (белый кристаллический порошок) на улицах Омска: Версия у природоохраны и прокуратуры одна: источник появления алюмосиликата – нефтезавод.Подано исковое заявление в суд по привлечению виновных к административной ответственности.Но эти пресловутые четыре процента: уже на девяносто шесть процентов все уверены, что утечка произошла с нефтезавода, но остается четыре процента сомнений. Так что стопроцентный вердикт о виновнике появления алюмосиликата на городских улицах даст суд.
— Еще раз о Федеральных целевых программах: Эти программы разрабатываются с начала бюджетного года и закладываются в бюджет следующего. Когда закладывались эти программы в бюджетный год, проводились конкурсы на софинансирование. К сожалению, на это повлияло долговременное ожидание смены руководства областью. Перед тем как уйти, старая команда не занималась вопросами ФЦП. Пока мы проводили ревизию, пока разобрались, что часть конкурсов по этим программам даже не была проведена, было упущено время, месяца полтора. Сейчас все конкурсы объявлены, но отставание по освоению федеральных средств есть. Одна из таких совместных программ – это строительство совместно с минспортом РФ велотрека и школы борьбы. Объекты оценивались в 700 миллионов, но конкурс выиграла компания за 400 миллионов. И сегодня эта компания говорит, что они хотели построить только велоцентр, а вот саму «чашу» в расходы по строительству никто не заложил. Вызывает недоумение, что это за строительство велоцентра без «чаши»? Сейчас эта компания приостановила строительство и настаивает на том, что строительство «чаши» должно финансироваться отдельно. Мы с этим не согласны. Вот пример затяжки освоения федеральных денег. Не было заявлено конкурса на строительство школы на Левобережье, там тоже федеральные деньги в рамках программы подготовки к трехсотлетию Омска. Опять-таки нам нужно проводить конкурс и только через сорок пять дней после подведения итогов конкурса можно будет начать строительство. По части объектов, входящих в федеральные программы, мы пока «проваливаемся». Тем не менее к декабрю мы постараемся исправить ситуацию по максимуму, если что-то не успеем, постараемся перевести реализацию ФЦП на следующий год. Мы уточняли в минфине РФ, такая возможность есть.
— Об отношениях с министерством обороны РФ в вопросах содержания военных городков: Очень сложно. Минобороны не идет ни на какие контакты. Мы пишем, настаиваем, обратились в Правительство России. У нас по линии минобороны проблемы с котельной в поселке «Степном», что-то они там делают, копаются. Наше министерство ЖКХ следит за соблюдением регламента производимых работ. В худшем случае, если работы представители минобороны не выполнят в полном объеме, будем доделывать за счет бюджета Омской области. Но городок мы не оставим, и люди будут зимой в тепле.
— Об отношениях с федеральным центром: Отношения выстраиваются нормально. Существует режим еженедельных докладов в администрацию президента. Я уже встречался с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Готовимся 19-го сентября принять участие в Международном экономическом форуме в Павлодаре, в котором примут участие главы государств. В рамках форума предусмотрены встречи с губернаторами приграничных территорий. Так что отношения с федеральным центром складываются нормально.
— О формате общения с правоохранителями и о законности продажи телеканала «ОТВ-3»: Действительно, изменился формат общения областной власти с правоохранительными органами. Говорят, ранее он был намного жестче. Мне даже указывают на излишнюю мягкость в озвучивании проблем и мягкости их решения. Но мне кажется, решение любой проблемы не должно выходить за рамки правового поля. Что касается продажи телеканала. Сколько юристов – столько и мнений. На наши запросы о законности этой сделки прокуратура не дает конкретного ответа. Мол, в данных действиях вроде и нет нарушения закона, но, однако, можно подать иск и оспорить продажу данного телеканала. Что касается законности застройки парка имени 30-летия ВЛКСМ. Для меня как для губернатора, да просто – как для жителя Омска было непонятно, на каких основаниях застраиваются социально значимые объекты. Прокуратура тоже дала ответ, что порядок проведения застройки не нарушен. Общественное мнение? В официальном печатном органе, газете «Третья столица», изданной в количестве трехсот экземпляров, было сообщение о застройке. Вот так известили общественность. Есть Общественный совет, который фактически постоянен, но он законен и мы не можем говорить о его нелегитимности. Формальности вроде соблюдены, но насколько они приемлемы с этической точки зрения? И мэр Омска уже высказался за реанимирование городских парков. Для этого должна быть выработана концепция развития парковых зон города. И вот эту концепцию нужно выносить на широкое общественное обсуждение. Мое личное мнение, в таких парках не должно быть торгово-развлекательных комплексов, и на этом я буду настаивать в разговоре с мэром. Парки должны стать местами отдыха для детей и взрослых. И вырубка зеленых насаждений в них должна быть минимальной.
— О том, чья оценка деятельности областной власти важна для губернатора: Прежде всего, для меня важна оценка жителей Омска и области. Что скажут жители, как оценят нашу работу, – вот это важно.
— О памятнике адмиралу Колчаку: Когда поднимался вопрос об установке памятника, я спросил, учитывали ли мнение омичей. Мне ответили – нет. Тогда мы постарались выяснить мнение общественности. 54% жителей города проголосовали за памятник. Нужно отметить, что создание памятника профинансировали предприниматели. Областной бюджет в этом не участвовал. Теперь, когда мнение о памятнике люди высказали, нужно решить, где его устанавливать. Этот вопрос мы будем прорабатывать с мэрией. Нужно также проводить встречи с предпринимателями и выяснять, кто захочет профинансировать сооружение постамента под памятник.
— О том, как областное правительство намерено помочь сельским товаропроизводителям пережить последствия засухи и погасить кредиты: В связи с засухой в Омской области было объявлено чрезвычайное положение. Всем сельхозпредприятиям, кто обратился за помощью, мы помогли оформить пакеты документов. Эти документы направлены в федеральный минсельхоз. Кто-то не успел с оформлением документации и попал во второй поток. Вот по первым обращениям уже определена цифра помощи со стороны Правительства России нашим сельхозпроизводителям. 346 миллионов рублей плюс 36 миллионов будет выделено из областного бюджета. Это первый транш. Министерство сельского хозяйства объявило, что все деньги, направленные на поддержку хозяйств, пострадавших от засухи, придут в регионы до первого октября. Мы бы хотели, чтобы эти средства пошли на закупку кормов для животноводства, на семенной фонд и ГСМ. Что касается недополученной аграриями прибыли, то у нас существуют программы страхования для сельского хозяйства. Но почему-то, может, в силу того, что мы не дорабатываем, то ли страховые компании не сильно хотят работать, со страхованием у нас проблемы. Если бы поля были застрахованы, то недополученная прибыль была бы компенсирована в полном объеме. Тем не менее работа ведется. Всем главам сельхозрайонов дано жесткое указание сохранить животноводческое поголовье. Это под личную ответственность каждого главы района.
— О социальной политике: Меры социальной защиты детей, стариков, женщин необходимо не просто сохранить, но и развивать.Это сложно, затратно,но это для нас на первом месте. Что касается льгот по ипотеке, все параметры, заложенные правительством региона, будут соблюдены. Единственное, что мы закладывали, – увеличение расходов для повышения пенсий малоимущим пенсионерам. За время реализации этого решения федеральное правительство дважды провело увеличение пенсий, и поэтому мы не стали брать на себя федеральные функции. Мы оставили для себя то направление, которое касалось ветеранов Омской области. Вот им мы увеличили пенсию, заложив в бюджет на эти цели двести с лишним миллионов рублей.
— О том, какое решение стало для губернатора Виктора Назарова самым трудным: Самым трудным для меня было идти на так называемые непопулярные меры. Понимаю, мне эти решения будут «аукаться». Это касается, например, пенсий малоимущим пенсионерам, которую мы фактически «заморозили». Не исполнили обещание предыдущего правительства, понимая, что просто не вытянем за счет областного бюджета цифру в миллиард двести миллионов. Нам, конечно, помогла федеральная власть, увеличив пенсии этой категории граждан. Но нам принять такое решение было очень трудно. Мы сокращаем около пятисот чиновников, и это тоже трудное решение. Это судьбы людей, и такие решения приходится пропускать через себя. Одним из критериев оценки работы губернатора является сокращение безработицы в регионе. Вот и получается, что мы одной рукой подписываем сокращение бюджета на содержание аппарата, другой рукой создаем пятьсот человек, которых необходимо будет трудоустроить.
Автор: Сергей Прудников
Фотограф: Александр Румянцев
Источник: www.superomsk.ru