Скимминг
как спасти от мошенника свою банковскую карту
Накануне трое омичей стали жертвами мошенничества при операциях с банковскими картами. Злоумышленники воспользовались скиммером, установив его в банкомат одного из крупных торговых центров города, и с его помощью похитили со счетов в общей сложности порядка 30 тыс. рублей.
ОмскПресс обратился за комментариями к экспертам банковской и юридической сфер, а также к представителям торгового центра, чтобы выяснить, существуют ли способы обезопасить себя от подобных ситуаций, как действовать, если они все-таки произошли и есть ли возможность получить компенсацию утерянных средств.
Андрей Федосеев, заместитель управляющего филиалом «Газпромбанк» в Омске:
В Омске установлено 104 наших банкомата. Одной из главных задач «Газпромбанка» при работе с клиентами является обеспечение информационной безопасности. Мы используем специальные технологии безопасного хранения и работы с информацией, отвечающие самым высоким мировым стандартам. Однако во многом безопасность использования пластиковых карт зависит от «человеческого фактора», того, насколько ответственно пользователь карты подходит к вопросам обеспечения защиты персональной информации. В нашем банке страхование финансовых средств не предусмотрено, но клиенты могут рассчитывать на возмещение средств со стороны банка при условии выполнения клиентом мер безопасности при пользовании картой.
Денис Ушаков, заместителя регионального директора по развитию розничного бизнеса ОО «Омский» Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк«:
В Омске установлено 26 банкоматов ОАО «Промсвязьбанк». В омском офисе нашего банка подобных случаев мошенничества с банковскими картами клиентов не происходило. Для защиты карт клиентов на наши банкоматы устанавливаются антискимминговые устройства, которые создают помехи, блокирующие возможность считывания информации с магнитной полосы карты.
Рекомендации, как не попасться на уловки мошенников, просты: обращать внимание на внешний вид банкомата и воспользоваться услугами другого устройства, если что-то смущает; подключить услугу sms-информирования, чтобы всегда получать информацию о состоянии счета и отслеживать все движения средств по карте. Также мы рекомендуем застраховать денежные средства на банковской карте.
В нашем банке действует программа страхования «Защита карты», подключившись к которой клиенты могут быть уверены в сохранности своих средств. В рамках программы страхования банк обезопасит клиентов от финансовых потерь в случае снятия наличных денежных средств с карты в банкомате при утере, краже или хищении карты третьими лицами, а также возместит затраты, связанные с ее перевыпуском. Размер суммы страхового возмещения лимитирован программой страхования.
Сергей Толкачев, управляющий ВТБ24 в Омске:
Объединенная сеть банкоматов (ВТБ24 + банкоматы «ТрансКредитБанка» и «Банка Москвы») насчитывает 61 устройство, 36 из них принадлежат непосредственно банку ВТБ24. Случаи скримминга бывали на практике у любого банка, занимающегося выпуском и обслуживанием пластиковых карт. Такие случаи были и в нашей работе, закончились они полным или частичным возмещением по картам. Ежегодно банковская сфера несет многомиллионные убытки в результате мошеннических действий с пластиковыми картами. Часто хозяева карт сами провоцируют мошенников, не соблюдая правила безопасности при использовании карт.
Большая часть банкоматов банка ВТБ24 располагается в офисах банка, в крупных торговых сетях. При этом соблюдено требование отсутствия зеркальных поверхностей и потолков, обеспечена «зона безопасности» для клиента, устройства обеспечены камерами видео-наблюдения, банкоматы и их содержимое застрахованы и т.д. Также наши банкоматы оснащены специальной защитой от установки мошенниками считывающих устройств. Каждый банк самостоятельно определяет способы защиты своих банкоматов, но часть из них дублирует друг друга. К примеру, не каждый банк возьмется оснащать банкоматы устройствами, приводящими банкноты в негодность в случае взлома или других нештатных ситуаций.
Основными видами мошенничества с картами являются: расчет по картам через сеть интернет в интернет-магазинах, хранение владельцем карты информации о ПИН-коде вместе с картой, установка мошенниками на банкоматы специальных считывающих устройств с целью завладения информацией о данных ПИН-кода и номере карты владельца, звонок клиенту от имени банка о том, что карта заблокирована и нужно сообщить данные карты для ее разблокировки.
Каждый владелец карты может быть застрахован по собственному желанию от различных рисков. Это позволяет клиенту быть защищенным от многих страховых рисков. По условиям страхования, клиент может получить полную сумму возмещения согласно условиям подписанного договора.
Для того, чтобы не стать жертвой мошенников, мы рекомендуем своим клиентам следовать нескольким простым правилам: пользоваться для снятия наличных только банкоматами, список которых можно получить в банке, подключить СМС-информирование об операциях по картам, вводить ПИН-код так, чтобы его не видели посторонние люди, например, прикрывая ладонью клавиатуру банкомата или терминала. Также рекомендуем не передавать карту третьим лицам и не выпускать карту из вида при расчете в магазинах, заправках, ресторанах. В случае утраты карты необходимо немедленно ее заблокировать.
Если Вам позвонили с мобильного телефона и представились сотрудником Call-центра банка, не предоставляйте никакой информации, особенно полный номер Вашей карты, ПИН-код и CVV-код, указаный на обратной стороне Вашей карты. Все номера Call-центра – городские или федеральные. Если такой звонок поступил, то о нем следует сообщить сотруднику банка.
Павел Чеботарев, начальник отдела эквайринга управления карточного бизнеса «МДМ-Банк«:
В Омске установлен 61 собственный банкомат МДМ Банка, а также устройства банков-партнеров, в которых наши клиенты могут снимать средства без комиссии.
В случае подозрений на несанкционированные списания денежных средств с платежной карты, держателю карты необходимо, прежде всего, заблокировать ее, позвонив в контакт-центр или обратившись в ближайшее отделение банка, выпустившего карту. Затем держатель карты может написать заявление на опротестование данных операций. По итогам рассмотрения заявления кредитные учреждения принимают решение о возврате денежных средств клиенту–собственнику карты, либо об отказе в этом решении.
МДМ Банк рекомендует быть внимательными при использовании пластиковых карт. Важно придерживаться нескольких простых ключевых правил, которые помогут не пострадать от возможных негативных действий со стороны мошенников. Осматривайте банкомат на наличие несвойственного оборудования, а также будьте бдительными с подозрительными лицами, которые в момент пользования картой могут находиться рядом с вами. Если у вас возникли подозрения, то необходимо срочно обратиться в ближайшее отделение вашего банка или позвонить в call-center Данные рекомендации смогут помочь всем держателям банковских карт избежать возможных негативных последствий.
Анна Чжен, юрист, блогер ОмскПресс:
В начале 2012 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вынесенный на рассмотрение проект устанавливает, что кредитныеорганизации будут обязаны компенсировать ущерб клиентам, чей счет был опустошен третьими лицами. При этом, даже если в снятии денег будет заподозрен сам клиент, банк обязан доказать его причастность к списанию средств. Изначально предполагалось, что изменения в ГК РФ вступят в силу с 1 сентября 2012 года. Но 13 июля этого года председатель комитета Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В.Крашенинников, на вопрос «КонсультантПлюс» о сроке вступления в силу изменений в ГК РФ сообщил, что основные поправки, скорее всего, вступят в силу 1 февраля или 1 марта 2013 года. А для ряда норм будет предусмотрено «ступенчатое», то есть постепенное вступление в силу. Однако, на настоящее время законопроект рассмотрен только в первом чтении (с текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Государственной Думы РФ и «Российской газеты»)
Внесение поправок в Гражданский кодекс РФ в части обязанности банков по возмещению ущерба клиентам, с чьих счетов списаны денежные средства, предполагает определенные материальные и репутационные риски для банка, поскольку это напрямую связано с дополнительными трудозатратами по доказыванию вины или халатности клиента. Но, в то же время, это стимулирует банки к большей осторожности при работе в сфере «электронных денег».
Поправки в ГК РФ отнюдь не являются новшеством в вопросе возмещения средств клиентам. Так, 14 июня 2011 года был принят Федеральный закон «О национальной платежной системе», чьи главы и пункты вводятся в действие постепенно в срок до 1 января 2013 года. Он в пунктах 12 и 15 тоже вводит полную финансовую ответственность банков за все несанкционированные операции, совершенные от лица клиента. Также один из пунктов вводит обязанность банков информировать клиентов о каждой операции, совершенной по его электронным средствам платежа, что, безусловно, усилит контроль клиента за состоянием своего счета, поскольку до этого подобная услуга была опциональной, а зачастую еще и платной, и не все к ней подключались. Вводя «новые правила игры», закон побуждает банки выстраивать систему информационной безопасности электронных платежей. Это сделает дистанционное обслуживание и операции с пластиковыми картами более безопасными, но при этом и куда более дорогими.
Екатерина Стецкова, директор ООО «Фестиваль»:
К сожалению, о данных случаях мошенничества было известно и ранее, то есть это не новая проблема. И печально то, что от данного вида мошенничества никто не застрахован. Пострадавшим может стать как обычный человек, так и банковский сотрудник, получающий зарплату на карту. Несмотря на то, что в зоне банкоматов в обязательном порядке ведется видеонаблюдение, мошенникам удается делать это незаметно, как для охраны, так и для пользователя. Поскольку технические средства, используемые мошенниками, производятся поштучно, то заметить их пользователю очень сложно. Мошенники подбирают цвет считывателя, материал клавиатуры, умудряются поставить камеры, так что даже профессионалы не всегда сразу замечают подмену. Все эти их старания и ведут к подобным случаям. Мы со своей стороны усилили наблюдение, контроль за банкоматами, для того, чтобы снизить вероятность подобных ситуаций. Мы связались с банками, банкоматы которых у нас размещены и чьи клиенты пострадали. Нас заверили, что все денежные средства будут возмещены. Так же для предотвращения ситуации в будущем были проведены дополнительные учения среди сотрудников ТЦ «Фестиваль», но самым бдительным контролером всегда остается пользователь банкомата.
Текст: Виталина Дрозд
Источник новости — РИА Омскпресс