«ДДТ» показали в Омске «Иначе»
На прошедших выходных, 1 и 2 декабря, в Омске побывала группа ДДТ с новой концертной программой «Иначе». ОмскПресс рассказывает, как прошли пресс-конференция и концерт легендарной группы.
Напомним, в мае этого года концерт группы «ДДТ» был отменен, причем, не по инициативе самих артистов.
В пресс-центре «Комсомольской правды» пресс-конференция была назначена на 18 часов, но группа «ДДТ» задерживалась. В итоге музыканты приехали раньше самого Юрия Шевчука, который по телефону попросил начинать без него и передал журналистам пожелание побольше пообщаться и с остальными музыкантами группы.
Вопросов семи музыкантам — бэк-вокалистке Алене Романовой, бас-гитаристу Роману Невелеву, клавишнику Константину Шумайлову, гитаристу и вокалисту Алексею Федичеву, ударнику Теме Мамаю, трубачу и вокалисту Ивану Васильеву, а также тромбонисту Антону Вишнякову — было немного, то и дело повисало неловкое молчание после фраз «Следующий вопрос, пожалуйста».
— Говорят, что новая программа – феерическая? — начали журналисты.
— Да, мы делали ее в течение четырех лет. Программа достаточно сложная для восприятия, не просто колбасный рок-концерт, хотя где-то в программе динамические места, где-то лирические моменты. К каждой песне будет демонстрироваться видеоряд, и будет сквозной главный герой, который в течение всей программы будет проживать свою историю.
— Какие основные качества Юрия Шевчука в неформальной обстановке, как можете его охарактеризовать?
— Хороший человек. А журналисты передают этот вопрос по цепочке из города в город?
— Ваша новая программа называется «Иначе». Иначе, чем что?
— Вопрос номер два, который мы слышим в каждом городе. Тут концепция не иначе, чем что-то, а вообще иначе: иначе мыслить, смотреть на все, жить. 15 песен которые совершенно новые с совершенно новым видеорядом с совершенно нового альбома без единого старого хита в первой половине программы. Иначе, чем СМИ заставляют нас жить, задавать себе вопросы и развиваться.
— Как вы можете прокомментировать тот факт, что весной ваш концерт в Омске был отменен?
— А вы этот вопрос задайте тому, кто эти концерты отменил. Наше мнение? Ну, плохо это.
Незаметно для прессы в дверях появляется Юрий Шевчук и, изображая акулу пера, спрашивает: «Ваши дальнейшие творческие планы?». Журналисты аплодисментами приветствуют лидера группы.
С этого момента пресс-конференция пошла живее. Вопросов стало в разы больше, ответы Шевчука были значительно длиннее, стали звучать фразы «Юрий Юлианович, я слушаю вас уже 25 лет, у меня вот какой вопрос…». Сама атмосфера встречи стала жизнеутверждающей и почти дружеской.
«Если вопросов нет, то мы лучше пойдем, что-нибудь покушаем. Или как, есть вопросы?», — сразу же начал культовый музыкант, однако отпускать его просто так никто не собирался. Сразу же последовал вопрос и ответ о новой программе: «Наша программа позитивна, но это не тот позитив «Чувак, будь на позитиве». Наш позитив — какой-то выстраданный. Наш герой все время что-то теряет, чего-то лишается и у него на этом пепелище крылья растут. Может быть, он все потерял, но он готов в новому и говорит «Жизнь прекрасна, несмотря ни на что».
Лидер «ДДТ» произвел впечатление очень доброжелательного и приятного в общении человека. Даже ирония Юрия Шевчука над стереотипностью вопросов была доброй: «Ну что, о творчестве? Творчество у нас гениальное, шоу грандиозное, порвали Лондон, Хельсинки, в январе дадим концерт в Нью-Йорке, сейчас Омск, самый классный город, все отлично!»
О стране и людях
«Нет понимания между людьми. Может быть, мы переползем к периоду возрождения в нашей стране, чтобы идешь по улице, а тебе навстречу человек вот этим вечерком в Омске шел и улыбался, а не ждал от тебя справа или слева, а ты от него».
«Не надо бояться будущего. У нас в стране все боятся будущего. У кремлевских нет оперативных данных о будущем, они его боятся, на всякий случай затариваются деньгами, пытаются откупиться от будущего, а тут бабло не поможет. А у молодежи будущее в крови, молодежь его не боится. Но прошлое надо знать. Оно преследует нас с наганом и с дубиной».
«Неважно для нас, в каком теле душа человека. Душа всегда юная, если она есть, если ее не растеряешь по дороге».
«Необязательно революция – это погром. Бывает революция духа, всякое бывает. Почитайте Камю «Бунтующий человек», хорошая книжка, именно о неравнодушных».
О концерте
«Может быть, билеты дорогие. Это все из-за звука, для музыкального движения это важно. Трейлера с аппаратурой, 30-40 рабочих, которых надо кормить, платить зарплату, и все это только деньги, полученные за билеты. Мы ровно год назад начали выступать с этой программой. Первый концерт — в минус ушли, двести тысяч, не пришел зал. Второй, в Белгороде — по нулям, третий — минус четыреста. Первые два месяца мы с ребятами жили только продажами дисков».
«Читал тут пост одного блогера из Тольятти. Он написал: «Какой классный концерт, у нас такого не было!». Тут же выливают ушат: «А что там хорошего? Наболтали, напели, дела-то где?». Ну как объяснить этому чудаку, что два с половиной часа — это тоже труд и работа, энергия. Мы стараемся делать это искренне и честно, на качественном уровне».
О провинции
«Провинция — это замечательно, самые лучшие люди, самые прекрасные и честные журналисты. Москва — это ужасно! (улыбается). Я сам жил в Магадане, Уфе, потом приехал в Питер, как писал у нас писатель: «Столичный город с провинциальной судьбой». Мне провинция нравится: ты всех знаешь и тебя все знают. По крайней мере, в Уфе меня знают все. Провинция питает столицу, тут больше неба и меньше суеты».
В конце пресс-конференции все желающие могли сфотографироваться с Юрием Шевчуком. Толпа журналистов ринулась к нему, затруднив проход к выходу. «Пропустите же,» — пытались протиснуться остальные музыканты легендарной группы в коридор, их практически не замечали. Все это напоминает рассказы о джазовой певице шестидесятых афроамериканке Билли Холидей с точностью до наоборот: она пользовалась грузовым лифтом, пока ее группа, состоявшая из белых музыкантов, пользовалась лифтом обычным.
Пока толпа журналистов выстраивалась в очередь к Юрию Шевчуку, остальные музыканты ждали в коридоре, ими практически никто не интересовался. При этом они не выглядели обиженными и были абсолютно простыми в общении. На вопрос корреспондента ОмскПресс, где можно взять такую же футболку с надписью «Иначе» басист Роман Невелев ответил: «Да я бы вам свою отдал, но мне больше нечего надеть. Приходите завтра на концерт, там будут продаваться».
…Непосредственно на сам концерт пришли около семи тысяч омичей разного возраста – от молодежи до состоявшихся в жизни меломанов, многие из которых, очевидно, начинали слушать Шевчука еще на магнитофонных записях в советское время. Впрочем, музыка «ДДТ» изменилась вместе со временем, явно удивив многих последователей творчества «Юры-музыканта». Новая программа «Иначе» действительно представила иную сторону реальности. Вместо текстов о свободе и рок-н-ролле, мелодраматических переживаний – философия зрелого артиста, а на смену незамысловатости извечных трех аккордов русского рока пришли прог-роковые и джаз-роковые закрученные композиции в стиле King Crimson и Pink Floyd, с четкой, иногда даже излишне жесткой ритм-секцией.
«Иначе» трудно назвать концертом в привычном понимании, это скорее некий перфоманс, где видеоряд имел не меньшее, а возможно, и большее значение, чем собственно музыка. На глазах у зрителей в течение полутора часов прошли чередой символы ушедшей советской эпохи и тренды грядущего цифрового века. Притихли даже некоторые перебравшие крепких напитков перед концертом фанаты группы, наперебой требовавшие до начала шоу исполнить те или иные «народные» шевчуковские хиты.
Впрочем, в этот вечер на сцене были не только музыканты – во время композиции «Эй ты, кто ты» нескольким десяткам омским поклонникам группы разрешили пробежать живой цепью по сцене, олицетворяя таким образом новое поколение человечества. Да и сам Шевчук не предстал перед зрителями холодной рок-звездой, показав себя с обычной человеческой стороны: в перерывах между музыкой Юрий Юлианович восхищался омской «хрустящей» зимой и шутил, что пришедшие могут не успеть вернуться домой из-за того, что закроется омское метро.
После того, как омичи, как выразился сам Шевчук «отмучились», посмотрев новую программу, группа исполнила проверенные хиты конца 80-х, в том числе и посвященную 50-летию Цоя «Кукушку» группы «Кино». Впрочем, связь «ДДТ» и «Кино» не ограничивается лишь музыкальным трибьютом – за звукорежиссерским пультом над саундом «ДДТ» колдует экс-басист легендарной четверки Игорь Тихомиров. В этот вечер истосковавшиеся с прошлого, отмененного чиновниками, концерта ценители музыки услышали «Метель, «Осень», «Просвистела» – опять же в новой аранжировке, «Пропавший без вести». Завершала выступление по традиции «Это все», взметнувшая вверх, в нарушение всех мыслимых пожарных норм, десятки и сотни зажигалок и бенгальских огней. И не скажешь в завершение лучше, чем сказал сам артист: «Совершенство есть у попсы, а в рок-музыке нет совершенства, здесь чувства и эмоции…»
Текст: Виталина Дрозд, Дмитрий Олейник
Фото: Юрий Колинько
Источник: РИА Омскпресс