Преступный сговор в Вескулях. Кто и как разрушали Советский Союз.
8 декабря исполняется 21 годовщина со дня подписания Беловежских соглашений, которые привели к разрушению могучей мировой державы Советского Союза. Последствия ликвидации СССР будут еще долгие годы сказываться на судьбе народов страны. Тогда миллионы граждан оказались за пределами своих национальных государств, превратившись в беженцев и вынужденных переселенцев. Колоссальный и невосполнимый ущерб был нанесен безопасности и обороноспособности Российской Федерации. О том как развивались события в те декабрьские дни 1991 года и кто запятнал свое имя в качестве главных разрушителей СССР Вы, наш дорогой читатель, узнаете ознакомившись с главой из книги В.С.Новосельцева «На переломе эпох. Записки дипломата». Глава называется «Сговор в Вискулях».
Несколько столетий действенность Беловежской пущи охраняется (да простит мне читатель невольный каламбур) пуще глаза. Заповедный статус здешних дубрав несколько своеобразный. Сюда заезжали правители страны со своими гостями – «отцами» сопредельных наций и иными разного рода знаменитостями. Местные охотоведы утверждают, что за всю историю России, включая советский период, только два ее правителя не имели страсти к охоте – царь Федор Алексеевич Романов и Михаил Горбачев. Но они тоже бывали на охоте – в качестве гостеприимных хозяев. Первым царем дома Романовых, посетившим пущу, чтобы поохотиться был Александр II. Позднее охотничья резиденция стала собственностью царствующего дома. Николай II приезжал в пущу каждые три года. Н.С.Хрущев охотился здесь в 1956году вместе с Иосифом Броз Тито. Вскоре здесь в красивейшем месте, урочище Вискули, построили охотничий павильон и деревянные каттеджи. Вслед за этим сюда зачастили руководители соцстран – Вальтер Ульбрихт, Янош Кадар, Тодор Живков, Эрих Хоннеккер и другие.
И вот в этом, одном из красивейших мест не только Белоруссии, но и мира, 8 декабря 1991 года произошло событие, которое потрясло все мировое сообщество. Три руководителя славянских республик ликвидировали страну под названием Советский Союз.
В подписанном ими Соглашении о создании Содружества Независимых Государств говорилось: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация ХРСФСР), Украина, как государства – учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, далее именуемые Высшими Договаривающими Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Заявлялось, что Соглашение открыто для присоединения всех членов бывшего Союза, а также иных государств, разделяющих цели принципы документа. Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества избран г. Минск.
Документ подписали: за Республику Беларусь – Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич, за РСФСР – Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис, за Украину – Леонид Кравчук и Витольд Фокин.
В документе отмечалось, что стороны согласились проводить скоординированные радикальные экономические реформы, направленные на создание рыночных механизмов и обеспечение свободы предпринимательства; строить экономические отношения и расчеты на базе существующей денежной системы; предпринимать совместные усилия, направленные на обеспечение единства экономического пространства; координировать свою внешнеэкономическую деятельность и таможенную политику.
Было ли это заранее спланированной акцией? На этот счет у могильщиков СССР противоречивые мнения. Борис Ельцин, выступая 7 декабря 1991 года перед парламентариями Республики Беларусь, заявил, что на переговорах с руководителями Украины и Белоруссии будут обсуждаться возможные варианты Союзного договора. Как заявил Президент России, один из возможных вариантов — трехсторонний договор между Россией, Украиной и Белоруссией. Выходит, что такой договор придумывался и готовился?
Вот как трактуется эта тема в интервью Г.Бурбулиса главному редактору газеты «Бульвар» Дмитрию Гордону.
— Уже в октябре, придя в Госсовет, мы практически ощутили вот эту зону (?) – чего нельзя не делать. На встрече с депутатами Верховного Совета, зная, насколько сложна эта среда, я сказал: «В перспективе Россия должна и может стать правопреемником во всех видах». Тут все к одному: и происходящее на Украине, и бессилие центра, которое нас никак не устраивало. К октябрю мы окончательно убедились, что никакого союзного правительства нет, что никаких ключевых вопросов оно не решает. Каждая республика выплывала самостоятельно…
——А Вы не опасались, что можете не долететь до Беловежья? Вдруг бы Горбачев привел в действие армию?
— Мы последовательно переговорили с Шапошниковым, (министром обороны СССР), потом с Бушем и, наконец, с Горбачевым… Некоторые заготовки у нас были (!!! В.Н.). Дальше началась кропотливая работа по статьям, по редакционным формулам. Но уже тогда последовательность звонков была принята: первым — Шапошников. Он сразу сказал: «Да, это тяжело. Но коль решение принято, я вам гарантирую никаких опрометчивых действий не будет — исключено». (Кстати, здесь Бурбулис забыл упомянуть, что Ельцин, видимо, в награду за лояльность, предложил Шапошникову пост Главнокомандующего вооруженными силами СНГ В.Н.).
Вторым был Буш. Причем, тот самый Буш, который с огромной симпатией – абсолютно справедливо – относился к Горбачеву и с естественной настороженностью к Ельцину. Но… Во-первых, до этого у нас уже был визит в Штаты, во-вторых, мы пережили ГКЧП, американцы прекрасно понимали, куда 19 августа делся Горбачев и что с ним произошло. А, в-третьих, ликвидировать Советский Союз — это была их стратегическая многолетняя цель. И Буш тут же дал добро: мол, мы понимаем… Сказал, что в ближайшие часы переговорит с «семеркой» и желает нам успехов. На вопрос; «Как Михаил? – Ельцин ответил, что сейчас с ним будем разговаривать, он пока не в курсе.
По словам Кравчука, никто не хотел объясняться с Горбачевым. Отдуваться за всех поручили Шушкевичу.
— Тяжелый разговор получился у Шушкевича с Горбачевым?
Он был разнополюсным. То есть Шушкевич проинформировал о нашем решении, Горбачев сказал: «Не хочу ничего слушать, быстро завтра прилетайте ко мне». Ему в ответ: «Ну, как мы полетим? У нас здесь разные планы, обязательства». То есть пошло ослушание».
Столь пространные выдержки из интервью Бурбулиса я привожу для того, чтобы раскрыть механизм сговора руководителей трех республик, которые в втайне, за спиной своих народов и общественности, в одночасье, ради собственных корыстных интересов и захвата власти, разрушили великую державу. Произошло глумление над международным правом и преступное нарушение норм Конституции СССР, Конституций союзных республик. А как упоенно рассказывает Бурбулис о звонке маршалу авиации Шапошникову, который дважды !9 августа и 8 декабря 1991 года) нарушил военную присягу и является поэтому уголовным преступником! Я уже не говорю о подобострастном звонке Бушу, когда Ельцин докладывал своему новому хозяину о выполнении стратегической задачи, над которой американцы бились с 1946 года — о развале Советского Союза. Замечу, что произошло это не в результате проигранной войны, а в результате предательства партийных функционеров. Более гнусных и продажных людишек история не знала
……М.Я.Геллер называет Беловежские соглашения «декабрьским путчем» и сравнивает его с августовскими событиями. «После августовского путча, пишет он, — произошел декабрьский. Никакого права распускать Советский Союз три славянских вождя не имели. В заявлении они утверждают, что имеют право, ибо Россия, Украина, Белоруссия были основателями Союза, подписавшими 30 декабря 1922 года договор. Это верно, но в числе основателей была и Закавказская федерация, включавшая тогда Грузию, Армению, Азербайджан. Следовательно, если бы достаточно было решения основателей, надо было пригласить кавказские республики. Проблема легитимности важна. Ибо все деятели «перестройки» не перестают твердить, что их целью является «правовое государство».Соглашаясь в целом с автором, отмечу лишь, что августовский и декабрьский путч абсолютно противоположны по целям. Инициаторы августовских событий (высшее руководство Союза, кроме Горбачева), выступали за сохранение Союза, а беловежские путчисты – за прекращение его существования.
До сих пор среди историков и политологов есть разные мнения о том, кто же стоял за самой идеей сговора в Вискулях. А.В.Коржаков в своих воспоминаниях пишет: «Мне до сих пор трудно сказать, кто же конкретно стал идеологом Беловежских соглашений, после которых Советского Союза не стало. Активную роль, без сомнения, сыграли Бурбулис, Шахрай и Козырев». Об этом же говорит Е.Т.Гайдар:«Вечером, по прилете, пригласили белорусов и украинцев сесть вместе поработать над документами встречи. Собрались в домике, где поселили меня и Сергея Шахрая. С нашей стороны были Бурбулис, Козырев, Шахрай и я. От белорусов – первый вице-премьер Мясникович и министр иностранных дел Кравченко. Украинцы подошли к двери, потоптались, чего-то испугались и ушли…. Начали вместе работать над проектом документа, где излагалась сформулированная идея….(!!! – В.Н.) Было очень поздно, около 12 ночи, технический персонал решили не беспокоить, я сам стал набрасывать текст на бумаге… В 4 утра закончили работу».
Таким образом, и Бурбулис, и Гайдар признают, что ночная работа в Вискулях шла по заготовленному заранее проекту Соглашения и идеям, сформулированным в Москве, и, возможно, заранее согласованным с Киевом. Совершенно справедливо отмечает И.Я. Фроянов в работе «Погружение в бездну», что после провала выступления гэкачепистов инициатива в деле развала СССР целиком перешла Ельцину, которое и завершил начатое «перестройкой» Конечно, без огромной подготовительной работы, проведенной Горбачевым, никаким заговорщикам не удалось бы так скоро разрушить Союз. Горбачев «раскачал страну» (А.С.Черняев), развязал и стимулировал процессы распада, оживил сепаратизм и потворствовал ему, снял страх республиканских элит перед Центром, дал им почувствовать дурманящий запах «самостийности», ослабив при этом до предела центральную власть. Нужен был последний и решительный шаг по пути развала СССР. Его мог сделать Ельцин – как президент России – самой мощной и влиятельной республики Союза, составлявшей сердцевину единого государства. Нарсултан Назарбаев имел все основания сказать: «Без Ельцина не было бы Беловежского документа, без России не распался бы Союз».
Наконец, нельзя не сказать, что подписанные Ельциным Беловежские Соглашения нанесли колоссальный ущерб внешней безопасности и и обороноспособности Российской Федерации, нарушили связи с другими республиками, миллионы граждан оказались за пределами своих национальных государств, превратившись в беженцев и вынужденных переселенцев. Разрушение СССР и ослабление РФ явились большим подарком тем государствам, которые были – да и сегодня остаются – враждебно настроенными к нашей стране. Это позволило США и другим странам НАТО с этого момента решать свои внешнеполитические задачи, не считаясь с позицией России. Последствия этого даже мне, не самому опытному дипломату, были понятны уже тогда. Я не говорю о Ельцине, но не могли же этого не понимать в МИДе, в правительстве России, наконец!..Думаю, ощущение бессильной тоски владело тогда многими….
События в стране развивались по нарастающей. 12 декабря 1991 года Россия вышла из состава СССР, решением парламента денонсировав Союзный договор 1922 года. Выступая на совместном заседании Совета Республики и Совета Национальностей четвертой сессии Верховного Совета РСФСР, Б.Н.Ельцин, аргументируя правильность данного шага, заявил: «Украина отказалась подписывать Союзный договор. Последствия этого очевидны: серьезное нарушение геополитического равновесия в мире, эскалация конфликтов внутри бывшего Союза,, проблемы государственных границ, национальных валют, собственных армий и другие. А ведь на Украине имеется ядерное оружие. В этих условиях заключить Договор о союзе из семи республик без Украины и при этом оставаться спокойными, ждать очередных соглашений, ничего не предпринимать – было бы преступно». Когда же Ельцина упрекнули в появлении беловежских соглашений, он сказал: «Я отвергаю обвинение в адрес подписавших в том, что они якобы самовольно ликвидировали СССР». (Получается, кого-то все-таки спросили? – В.Н.).
Обсуждение судьбоносных решений о ратификации Беловежских документов и денонсации Союзного договора проходило в спешке, в духе поздне-застойного «одобрямся». Вот, например, реплика депутата М.А.Захарова: «Руслан Имрамович, у меня убедительная просьба прекратить прения. Все давно определились. Все давно понимают, что Президент сделал лучший шаг в своей жизни и большинство считают, что они сделают такой же хороший шаг».
И уж совсем как гром среди ясного неба прозвучали слова депутата С.Н.Бабурина, руководителя фракции «Россия»: «Сегодняшний день, несомненно, войдет в историю не только нашей страны. И смысл решения, которое нам предстоит принять, сводится, если отбросить все оговорки и околичности, к одному: чтобы избавиться от недееспособного центра во главе с Горбачевым – предлагается ликвидировать наше государство… Договор 1922 года перестал существовать уже давно. Есть Конституция СССР 1977 года. Нравится нам это, не нравится, но то, что мы сегодня делаем, — это действительно антиконституционные действия на уровне Советского Союза». Такую позицию занимали единицы из депутатов. Об этом говорят результаты голосования: против ратификации Беловежских соглашений выступили — С,Н.Бабурин,, Н.А.Павлов (фракция «Россия»), В.Б.Исаков (независимый депутат), И.В.Константинов (фракция «Российский союз»), И,К.Полозков, В.А.Балала, П.А.Лысов (фракция «Смена»); против выхода России из СССР проголосовали С.Н.Бабурин, В.Б.Исаков, П.А.Лысов.
После подписания Беловежских соглашений Советский Союз просуществовал еще 18 дней (хотя есть мнение, что в строго юридическом смысле он существует до сих пор). Он исчез не 25 декабря в 19 часов, когда Горбачев прилюдно, на глазах миллионов телезрителей, подписал указ о сложении полномочий Верховного Главнокомандующего, а днем позже, 26-го. В этот день в последний раз заседала одна из палат Верховного Совета СССР – Совета Республики. На этом заседании депутаты из 5 азиатских республик, оставшихся в Союзе до самого конца, приняли четыре документа, завершивших юридическое уничтожение великой державы. Главным из них была Декларация, констатировавшая прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права. Они также официально освободили от должности судей Верховного и Высшего Арбитражного судов СССР и членов коллегии Прокуратуры СССР. Освободили и председателя Госбанка СССР В.В.Геращенко, который категорически отказался отдавать ключи эмиссарам Центробанка России, пока его не снимет с должности Верховный Совет СССР.
После подписания соглашений в Вискулях Б.Н.Ельцин развернул бурную политическую деятельность. Он встретился с высшим командным составом Советской Армии и пообещал военным увеличения жалование в 1,9 раза, в марте сделать новое повышение. Решительно разрушались органы союзной политической и экономической власти. 19 декабря Ельцин принял решение о прекращении деятельности МИД СССР, более чем четырехтысячный коллектив сотрудников был выведен за штатное расписание. На следующий день был упразднен Государственный банк СССР, его функции были возложены на Банк России. Еще в середине декабря Ельцин предупредил Горбачева о том, что аппарат Президента РФ и сам Президент будут работать в Кремле, и поэтому Горбачев должен Кремль покинуть.
Во внешнеполитической деятельности Ельцин того времени следует отметить два момента: его переговоры с госсекретарем США Джеймсом Бейкером и двухдневный официальный визит в Италию, где он заявил, что к концу года все существующие союзные структуры будут распущены и что в новом Содружестве Горбачеву «поля деятельности не будет».
А что же в это время делал в Кремле Президент СССР М.С.Горбачев? Интересно описал этот заключительный этап кремлевской деятельности Горбачева известный историк Рой Медведев («Московские новости», №48,2002). Михаил Сергеевич приходил в свой кабинет в Кремле каждый день. Он разговаривал по телефону почти со всеми западными лидерами, объясняя свою позицию и давая свою версию событий. В эти же дни Горбачев подписал множество указов – о награждении орденами и медалями СССР. О присуждении Государственных премий СССР. 20 декабря большому числу артистов было присвоено звание «Народный артист СССР». Только в один день, 21 декабря, Горбачев подписал 28 указов, в основном о награждении. Но именно в этот день ему и дали понять – пора уходить. В телефонном разговоре с президентом Франции Горбачев сказал, что в самые ближайшие дни он сделает сообщение о своей отставке.
Горбачева к консультациям по созданию СНГ не привлекали. Однако он сам составил и направил в Алма-Ату пространное послание со своими предложениями.. Он ждал известий из Алма-Аты, куда вечером 20 декабря прибыли лидеры одиннадцати республик. И дождался. Лидеры республик, образовавших СНГ, уведомляли Горбачева о прекращении существования института Президентства СССР и выражали ему благодарность «за положительный вклад». Горбачеву устанавливалась пожизненная пенсия, пожизненное медицинское обслуживание – для него и для членов семьи.. Для охраны теперь уже бывшего президента СССР выделялось подразделение из 20 человек, за ним закреплялись две автомашины. Лидеры СНГ «приняли к сведению, что решение этих вопросов берет на себя Правительство РСФСР».
После сожжения с себя полномочий Главнокомандующего, 25 декабря в 19 часов Горбачев пригласил телеоператоров и журналистов в свой кабинет и выступил в прямом эфире. Это выступление транслировалось на весь бывший СССР и еще на 153 страны мира. Последний прощальный ужин прошел в Ореховой гостиной в окружении всего пяти человек из самого «близкого круга».
Еще во время выступления Горбачева над куполом его кремлевской резиденции был спущен красный флаг СССР и поднят российский триколор……..
Источник: В.С.Новосельцев. На переломе эпох. Записки дипломата. М., 2005.С.245-253