«Манякинские годы были самыми плодотворными …
Сергей Иосифович приехал в Омск в 1961-м, а познакомились мы год спустя. Я в 1954 году закончил Томский политехнический институт и работал мастером на заводе им. Октябрьской революции. Здесь вступил в партию, «вырос» до главного сварщика завода. Мы как раз внедряли новую технологию — автоматическую сварку швов танков. И тут в 1962-м меня избирают секретарем парткома. Я был против, говорил секретарю горкома: что вы делаете? Срываете меня с такой интересной работы. Мы тогда варили корпус и башню танка Т-54. Не могу сказать, кто меня двинул по партийной лестнице, но восторга особого не испытывал, так как считал себя сугубым производственником. Вот тогда на утверждении и увидел впервые нашего первого секретаря. Обычные вопросы. Обычное напутствие. Много лет спустя понял я суть кадровой политики Сергея Иосифовича: подбирать на партийную работу людей не только соответствующих ей по каким-то человеческим качествам, но и прошедших основательную производственную школу.
Так при нем я стал секретарем парткома крупнейшего оборонного завода, потом секретарем райкома, горкома и, наконец, секретарем обкома по промышленности. Моя служебная биография может служить иллюстрацией к системе подбора кадров, сложившейся при С. И. Манякине. Утверждая меня в должности секретаря горкома партии, он сказал: имей в виду, промышленность — это дело города. С тебя и будет спрос. Но это не значит, что он отмахнулся от наших проблем. Мне нередко приходилось прибегать к его помощи. Тогда бурно развивалась оборонка .. Строились новые мощности на «Полете», «Октябрьской революции», заводе им.Баранова, других предприятиях. Я не всегда мог выйти на министра. Эта была прерогатива первого секретаря. Он мне так и сказал: вы работайте на своем уровне. Не будет получаться, я подключусь. Надо отдать должное: помогал он много. Министерства тогда денег на производство не жалели, а вот на решение социальных вопросов шли неохотно. А вот Сергея Иосифовича эти-то вопросы как раз и были приоритетными. Я несколько раз присутствовал при его разговорах с министрами. Тут было чему поучиться. Меня поражал не только напор, умение убеждать, логика, но, я бы сказал, виртуозность, с которой он все это проделывал. Сначала он подводил «базу». Смотрите, говорил он министру, построили мы цех. Туда нужно 200 отличных специалистов, рабочих. А на заводе очередь на жилье — 500 человек, в детские сады — 200. Вот и давайте рассудим по-человечески: вы без этих двухсот специалистов цех пустите? Нет. Чтобы набрать людей, надо создать им условия … После такой «подготовки» мне открывались двери в высокие московские кабинеты. Министры по его настоянию нередко выезжали на место. В те годы у нас побывали все руководители министерств. И дело двигалось. Всем известно, что Омск по объемам промышленного производства занимал 4-у место в стране. Позже меня избрали депутатом Верховного Совета РСФСР и часть нагрузки с Сергея Иосифовича мы сняли. Депутатский мандат шире открывал двери в министерские кабинеты.
Я многому у него научился: конкретности, четкой постановке вопросов. И, прежде всего, — умению работать с людьми. Это особенно ярко проявилось, когда город подключили к решению проблем сельского хозяйства. Он обязывал нас заниматься этим наряду с производственными задачами. Денег на эти цели никто не давал, но … городу доводился определенный план, где прямо указывалось, в каком районе, совхозе, колхозе требуется помощь горожан. А мы уже на основе этой программы расписывали нагрузки по предприятиям. Он любил повторять фразу про улицу с двусторонним движением. Город помогает селу, село помогает городу.
Сергей Иосифович создал в те годы в городе такую атмосферу, что никто не отказывался участвовать в этом процессе. Хотя заводам надо было выполнять свои планы, а тут приходилось отвлекать и людей и материальные ресурсы. Возьмите тот же Лузинский комплекс. Кроме строителей там было задействовано 39 промышленных предприятий. Схема была такая: коробку делают строители, а «начинку» — заводские умельцы.
Деньги на помощь селу находили, где только могли. Например, завод пластмасс не выполнял план по строительству. Мы забирали у него материальные ресурсы и перебрасывали на село. Еще был вариант. Сергей Иосифович узнавал, какие области заваливают план по строительству, и просил тоже перебросить в Омск. За это на него многие секретари обижались.
Потом уже стало проще. В Москве увидели, что мы на селе много строим и от этого есть серьезная отдача. Деньги идут не на ветер. А до этого, помню, приехал я в Госплан просить металл для сельского хозяйства. Там на меня посмотрели, как инопланетянина: первый раз видим секретаря горкома, который просит металл, чтобы отдать его сельскому хозяйству. Лозунг «Город — селу» не был просто эффектным словосочетанием. В деревне люди получали новые дома, современные производственные корпуса, новые технологии, а торговые прилавки города были завалены продуктами. В магазине мясо стоило 3 рубля 90 копеек, на базаре — 3 рубля 50 копеек. Это сейчас все развалили, а тогда на селе действовала хорошо налаженная сеть кооперации. Люди видели эту заботу и связывали ее с именем Манякина. Так оно и было.
Специалистом сельского хозяйства Сергей Иосифович был непревзойденным. Это все отмечали. Но я знаю, как дотошно он вникал и в детали промышленного производства. Его интересовали вопросы повышения производительности труда, экономии, внедрения новой техники. Помню, мы говорили с ним об использовании рабочего времени. Я рассказал, что по расходу электроэнергии можно определить, как работает тот или иной цех, участок. Утром приходят рабочие, включают станки, и электросчетчик начинает набирать обороты. Подходит время к 12 часам. Дело идет к обеду, показатели пошли вниз. Изучив таким образом графики, можно составить представление о рабочем дне завода. Он взял это на вооружение. Его интересовали такие детали.
Сегодня, не покривив душой, я могу сказать, что «манякинские» годы были самые плодотворные для Омской области. При нем Омск стал городом-миллионером, а наша промышленность выпускала продукции на миллиарды рублей. Мне могут сказать, что тогда бурно развивалась вся страна, и Омск не был исключением. Это правда. Но мало поставить цель, нужно, чтобы нашелся человек, который претворит ее жизнь. И сделает это мастерски.
Comments
Оссовский Антон
Дай Бог Сибирской земле еще таких руководителей! Реалии современности заключаются в том, что молодые, образованные специалисты и потенциальные руководители стремятся уехать из Омска. Должна быть перспектива развития региона в целом и отраслей его хозяйства в частности. Много времени потрачено на межличностные распри и передел сфер влияния, в ущерб развитию внешних торгово-экономических связей, сельского хозяйства и промышленного производства. Желаю, чтобы в скорейшем будущем в Омской области была сформирована достойная команда управленцев во главе с настоящим лидером, отвечающим всем критериям, предъявляемым к современному менеджеру.