Киновед, доцент кафедры режиссуры ОмГУ им.Ф. М. Достоевского Виктор Ставицкий
О российском кинематографе вообще и о том, почему в нем фактически отсутствует такое понятие, как «омская школа».
Вопрос: Виктор Григорьевич, кто и почему считает этот день «своим» праздником?День российского, а ранее – советского, кино берет свое начало еще с 1919 года. Именно 27 августа Ленин подписал декрет о национализации кинопроизводства.Праздник принадлежит тем, кто работает в кинематографе. А он, напомню, состоит из двух важных частей: производство кинопродукции и ее прокат. Все люди, которые относятся ко второй части – киномеханики, директора кинотеатров, методисты по рекламе, продавцы билетов, администраторы зрительных залов – честь им и хвала! Хочу поздравить их особенно, многих я знаю лично. Они трудятся в стране, где кинообслуживание было и остается не на высоком уровне.
Вопрос: А российское кино какое место занимает в мировой структуре?
Еще до революции мы двигались в правильном направлении развития, кинематограф у нас начался практически одновременно с французами. Мы первые сняли самый большой полнометражный фильм по тем временам, «Оборона Севастополя» по рассказам Толстого. Многие забывают, что российское кино принесло мировому кинематографу очень много. Мы – первые мультипликаторы, мы первыми сделали цветное изображение, но нас перехватывали. Не успевали мы получить патент на свои открытия. Мы сделали первые звуковые аппараты, да и прообраз современного 3D тоже создан российскими инженерами. Не поверите, но даже «скоростной монтаж» был еще у Дзиги Вертова в его советских киносагах.
Многие забывают, что российское кино принесло мировому кинематографу очень много. Мы – первые мультипликаторы, мы первыми сделали цветное изображение, но нас перехватывали.
Я считаю, что надо вообще почаще вспоминать то, что было. И чаще это показывать. Ведь репертуар современных кинотеатров – это в основном пустая американская «киножвачка» или подражание. Не надо открывать Америку!
В любой французской киношколе изучается российское дореволюционное кино и весь советский период. А ведь это страна – родоначальница киноискусства.
Вопрос: Каковы основные тенденции развития отечественного кино?
Это сложный процесс. Разрыв между тем, что можно посмотреть и что предлагают посмотреть, – огромен. Виноваты все, кто занимается киноделом. Зачастую логика такова: «Я снял фильм… и гори он огнем!!!».
Действительно большие мастера вынуждены сами возить свои картины по фестивалям, предлагать их прокатчикам. В эти дни губернатор Иркутской области лично пригласил Александра Сокурова с его очень непростыми картинами (в Ангарске, Иркутске и других городах области пройдет ретроспективный показ «Ковчег Александра Сокурова»). То же касается Соловьева, Михалкова… Нет движения картин к тем, для кого они создаются. Прокатчики ориентируются на другое кино – либо зарубежное, либо неудачные пародии.
Я часто вижу на фестивалях внятные отечественные фильмы, но попадут ли они в Омск – большой вопрос…
Вопрос: Сформировался ли уже «омский кинематограф», что и кого он в себя включает?
Я всегда своих студентов спрашиваю: «Какие кинотеатры вы знаете?» Вспоминать можно даже по названиям остановок. «Октябрь» – его нет, «22 декабря», «Кристалл», «Спутник», «Пионер» – все их давно закрыли. Практически вся киносистема в городе ослаблена. Она подтягивает людей сходить в кинотеатр максимум три раза в год. А я помню времена, когда в кино ходили регулярно, как на праздник, даже наряжались специально для этого.
В нашем городе пока нет киностудии, где можно воспитывать будущих кинематографистов. У нас есть нормальный набор телекомпаний, по-разному обслуживающих то власть, то деньги… Кстати, могу сказать, что положение с телевидением у нас «аховое», неинтересное. На экранах почему-то не отображается культурная жизнь региона.
В нашем городе пока нет киностудии, где можно воспитывать будущих кинематографистов.
На базе тех же телеканалов у нас может создаваться документальное кино – но его не делают. Невыгодно.
Есть у нас в Омске хорошие документалисты. Например, Владимир Головнев, Андрей Соколов. В игровом кино все сложнее. Есть Денис Павленко с уклоном в мистику и ирреальный мир. Скоро, кстати, премьера его четвертой картины.
Есть Алексей Савчинский, которому близок видеоарт. Есть Андрей Кудрявцев, Илья Барановский, Владимир Булдашев. Перспективы в Омске есть, талантливых и грамотных людей хватает.
Кроме того, у нас проходят крепкие фестивали, которые имеют всероссийский резонанс. Например, «Любительское кино + profi». Там мы «испытываем» местную кинопродукцию.
Вопрос: Вы часто бываете на фестивалях, можете выделить какие-то новые имена, достойные картины?
Прошел Московский кинофестиваль – попасть было невозможно, три сеанса устроили очень спорной, но интересной картине «Елена» Андрея Звягинцева (известного по фильмам «Возвращение», «Изгнание»). Люди попасть не могли на конкурсную картину от России «Шапито-шоу» Сергея Лобана – комедия, которую просто надо показывать. Привезут ли их в Омск? Не знаю.
Любого спроси – что бы ты хотел увидеть сегодня на экране? Кто-то ответит – «Пилу-98» или «Трансформеры-57». Я понимаю эту публику, это все пройдет, хотя и дурно влияет. А многим, и мне в том числе, хочется, чтобы с экрана была видна Душа, Россия, Сибирь, Человек.
Алексей Герман-младший запомнился мне своим новым документальным проектом «Из Токио». Это 10-минутная лента о российских спасателях, которые за свои деньги поехали помогать пострадавшим в японской катастрофе. Она сейчас едет на Венецианский фестиваль. Германа, кстати, тоже спрашивали – а какова судьба картины, народ тоже хочет ее увидеть. Он ответил – нет, скорее всего, только в интернете можно будет ее посмотреть. Очень жаль.
Анастасия Смагина
© 2013, www.superomsk.ru