План взятия РАН
Министерство образования решило уничтожить Академию наук по проекту «Оборонсервиса»
В понедельник президиум Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук (РАН) намерен собраться на внеочередное экстренное заседание. На нем будет рассматриваться так называемая «реформа РАН», о которой в минувший четверг объявилминистр образования Дмитрий Ливанов. Несмотря на то, что по мнению большинства ученых, эти планы способны окончательно добить нашу науку, Ливанова немедленно публично поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев.
На экстренном заседании питерские академики намерены принять обращение к президенту Владимиру Путину и депутатам Госдумы с требованием остановить этот развал.
А пока стоит отметить, что Ливанов «зажигает» с первых своих дней на руководящем посту. То не нравятся ему «современные абитуриенты, рвущиеся в вузы на бюджетные места», и количество таких мест приказано сократить. То объявляет пресловутое школьное ЕГЭ чуть ли панацеей от неграмотности.
Но всё это цветочки по сравнению «реорганизацией» РАН.
Согласно предложенному им проекту, в состав обновленной академии должны войти Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН) и Российская академия медицинских наук (РАМН). Другие имеющиеся в России академии — образования, архитектуры, художеств — должны быть переведены в ведение отраслевых федеральных органов исполнительной власти (то есть, сведены до уровня местечковых?). Что касается имущества научных институтов РАН, то для управления ими правительство создаст некое специальное агентство, дабы освободить ученых мужей от «несвойственных им функций руководства коммунальным хозяйством».
Последнее обстоятельство живо напомнило «Оборонсервис» — оскандалившуюся структуру Минобороны времен Анатолия Сердюкова. Создавая её, гражданский министр военного ведомства тоже, помнится, уверял всех и вся, что «армия должна заниматься исключительно армейскими делами». А быт солдат и офицеров, здания и земли, на которых расположены воинские части и подразделения, их, мол, вообще военные не должны касаться…
Дмитрий Ливанов, видимо, сильно проникся «методой Сердюкова». Сумев «заразить» ею и своего непосредственного шефа — премьер-министра Дмитрия Медведева.
Профессиональный юрист, взявшийся с легкой руки действующего президента РФ Владимира Путина «порулить» российским хозяйством, не стал особо утруждать себя детальным изучением «реформенного предложения», выступив в минувший четверг на заседании правительства с заявлением о начале масштабной реорганизации РАН.
— Система управления государственными академиями наук в России не отвечает современным требованиям, — сказал Медведев. – Она сложилась еще в 1930-1940-е годы прошлого века под влиянием субъективных факторов и не в полной мере соответствует современным задачам развития страны. Эта система давно нуждается в обновлении…Важно дать возможность ученым заниматься, прежде всего, наукой и исследованиями.
На том же заседании законопроект о коренном преобразовании всех отечественных академий был единодушно одобрен. В соответствии с принятым документом планируется создать общественно-государственную организацию «Российская академия наук» с последующей ликвидацией РАН, РАМН, РАСХН.
Окончательное слово за депутатами Госдумы РФ, которые должны принять или отвергнуть предложенный правительством проект.
О том, что реформы РАН РФ назрели, не первый год говорят сами ученые. Известные на весь мир академики, среди которых, в частности, нобелевский лауреат 83-летний Жорес Алфёров и недавно избранный общим собранием РАН на пост президента этой организации 67-летниий Владимир Фортов, давно ратуют за «академическую революцию». Но – грамотную, хорошо продуманную, подготовленную.
─ Потому Владимир Евгеньевич Фортов и был избран нашим президентом подавляющим большинством голосов (набрал 58,3% — авт.), что готов начать реформы, знает, что и как делать. Иначе бы его кандидатура вряд ли бы прошла — сказал «СП» директор Института мозга РАН, член-корреспондент РАН Святослав Медведев. – Уже хотя бы поэтому, говорить о том, что академики «закостенели», по меньшей мере, странно.
«СП»: — На ваш взгляд, Святослав Всеволодович, то, что происходит вокруг Академии наук – это непрофессионализм чиновников? Целенаправленная акция? Чьи-то происки?
─ Понимаете, какая история… Российская империя создавалась в течение столетий. А затем в течение одного октябрьского вечера 1917 года её уничтожили. Похоже, лавры тех «преобразователей» не дают покоя нынешней власти. Они хотят уничтожить создававшуюся веками отечественную науку. Эти люди из действующего правительства, столь много говорящие сейчас о так называемой реформе РАН, очевидно не понимают, что осуществив задуманное, могут попросту уничтожить науку как таковую. Много глупостей делается в стране в последние годы. Эта – самая, наверное, большая.
«СП»: — Говоря о реформах, какими видят будущее своей академии, её институтов сами ученые?
─ Предложений много. Я сторонник тех, кто считает, что смысл если не вернуться, то взять за основу советскую систему организации РАН. В ней много было толкового. Да, мы в годы СССР зависели, конечно, от ЦК КПСС, Политбюро. В том числе, финансово. Но в том, что касалось научной деятельности, её организации, избрания руководящих органов РАН, использования по своему усмотрению принадлежащей академии недвижимости, на этот счет было полное доверие власти, абсолютная самостоятельность.
Что мы имеем сейчас? В последние годы с финансированием науки в стране беда. Средств решительно не хватает. В правительстве же ориентируются на зарубежную, в частности, американскую практику, вводя систему грантов. Гранты хороши, может быть, для вузов, но абсолютно точно — не для академии. Не понимать этого, значит, не понимать суть академической работы. Это вообще давняя идея Дмитрия Ливанова — чтобы основную часть научной работы выполняли не академические институты, а вузы.
Я вообще не понимаю, зачем нам кого-то копировать, если мы давно доказали миру, что Российская академия наук, в которой работает 100 тысяч человек, более чем дееспособна.
«СП»: — Неужели ученый мир страны смолчит, стерпит, даже не попытается бороться против Ливанова и компании с их «реформой»? Может, стоит обратиться напрямую к президенту Путину?
─ Вы всё ещё верите в сказку про «доброго батюшку царя», который знать не знает, что творят его подручные — чиновники?.. Лично у меня нет никаких сомнений относительно осведомленности Владимира Владимировича о происходящем вокруг РАН. И вот вам лишнее тому свидетельство. Сколько времени прошло после избрания Владимира Фортова президентом Академии наук РФ? Месяц. А глава государства до сих пор не утвердил его на данном посту. Такого никогда прежде не было. Случайность?..
Многие ученые убеждены, что задуманная министром Ливановым «реорганизация» РАН ни что иное как… месть академикам за то, что «прокатили» на выборах президента РАН его ставленника, директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. Хотя тот сам в последний момент снял свою кандидатуру, не объясняя причин. В приватном разговоре по телефону вашему корреспонденту сказали об этом (не сговариваясь!) трое представителей питерского и московского отделений РАН. Кто-то усомнится — слишком мелко для министра. Но уж очень навязчив был, как говорят, наш «главный по образованию», проводя с учеными в преддверии выборов что-то вроде переговоров:« Вы голосуете как надо, а мы со своей стороны»…
Есть, по мнению академиков, и другая «побудительная» причина у ливановской реформы. Ещё несколько лет назад, будучи скромным статс-секретарём Минобра, Дмитрий Ливанов слыл одним из основных борцов с РАН. Очень не нравилась ему независимость академии, которая юридически обособлена от профильного министерства. И, напротив, очень нравилось имущество – «движимое и недвижимое», которым независимые ученые управляют по собственному усмотрению.
С год назад на этой почве между министром и академиками уже был «серьёзный разговор». Тогда казалось – отбились, устояли.
─ Во всей этой истории напрашивается очевидная ассоциация с «Оборонсервисом», — говорит директор Физико-технического института имени Иоффе, член-корреспондент РАН Андрей Забродский. – Там тоже, помнится, начинали с того, чтобы освободить военных «от несвойственных им функций». Чем всё обернулось, теперь знают все.
Нам говорят: раз сдаете свои помещения в аренду, значит, они вам не нужны. Но говорить так — не знать проблемы. А она в том, что наука финансируется сейчас весьма скудно. Мы вынуждены сдавать небольшое число площадей, чтобы, извините, прокормиться. Вырученные средства идут на зарплату сотрудникам, весьма, кстати, невысокую, особенно в сравнении с госслужащими.
В любом случае, говоря о реорганизации, думать необходимо в первую очередь не о «несвойственных функциях», а об ученых. О мозгах! Цена ошибки в проведении реформ – утечка этих самых мозгов. Наши ученые весьма востребованы в мире. Немалое их число покинуло страну в 1990-е годы. Потери до сих пор невосполнимы. Ещё один подобный исход может стать для России просто трагедией. Государство, не имеющее собственной науки, рано или поздно оказывается в зависимом положении, теряет себя, своё национальное лицо. Как можно этого не понимать?
«СП»: — Андрей Георгиевич, есть какой-то выход из создавшейся ситуации?
─ Вся надежда сейчас на депутатов Государственной думы. Мы предлагаем им не торопиться с принятием «документа Ливанова» — явно сырого, не до конца продуманного. Просим отложить до осени. Чтобы изучить проблему со всех сторон, выслушать все мнения. К осени новый президиум РАН успеет подготовить свои реформенные предложения. Спешка, совершенно очевидно, тут ни к чему.
Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
Автор: Людмила Николаева
«Свободная пресса», 30 июня 2013 г.