...

Вера. Надежда. Процессинг.

Президент «Омского землячества» и Заслуженный деятель науки РФ Сергей Бабурин предпринял очередную попытку вернуть в региональную экономику миллиардные налоги омского нефтезавода. Инициативу активно поддержал мэр Двораковский, а вот губернатор Назаров лишь скромно «принял к сведению»…

Идея вернуть деньги бы­вшей «Сибнефти» (сейчас «Газпромнефть-ОНПЗ» – ред.) в Омск не нова. С момента перерегистрации в 2006 году го­ловного офиса компании в Санкт-Петербурге Омская область мо­ментально потеряла 14 млрд ру­блей налоговых отчислений, что стало настоящим финансовым крахом для бюджета региона. Зато бюджет Санкт-Петербурга оказал­ся обеспечен внушительным про­фицитом, который уже в 2013 году составил 15 млрд рублей.

Понятно, что подобные финан­совые отчеты из Питера, жиру­ющего на деньги предприятия, ко­торое «травит нас, а кормит их», всегда болезненно били по со­знанию омичей, вынужденных мириться с присутствием в го­роде небезопасного производ­ства. Поэтому самые активные из них периодически писали пе­тиции Путину с требованием вер­нуть налоги нефтезавода домой. А местные чиновники тем време­нем лишь обреченно рапортовали о стремительно худеющем бюдже­те и не менее стремительно расту­щем госдолге региона, который, кстати, на начало 2015 года соста­вил 36,6 млрд рублей (это более 44 процентов от бюджета региона). Но при этом разводили рука­ми, понимая, что вернуть пропис­ку «Сибнефти» в Прииртышье уже вряд ли удастся…

ЗАКОН ЕСТЬ, А НАЛОГОВ НЕТ

Шанс спасти деградирующую эко­номику омского региона и вер­нуть налоги с дохода крупнейшего предприятия появился в 2012 году, когда Госдумой был принят, а Се­натом одобрен Федеральный За­кон «О внесении изменений в ста­тью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса РФ». В закон было введено понятие «консолидированной группы на­логоплательщиков», которые пла­тят налоги по месту производства продукции, а не по месту регистра­ции головного офиса. «Газпром» тогда зарегистрировал собствен­ную консолидированную группу, в которую вошло более 50 юриди­ческих лиц в более чем 70 регионах России. Но деньги в результате этой реформы в регионы все рав­но не вернулись… Год спустя в Совете Федерации во время проведения «Дней Ом­ской области» чиновники во ­главе с губернатором Виктором Наза­ровым, мэром Вячеславом Дво­раковским и тогда еще спикером Заксобрания Владимиром Варнав­ским попытались поднять этот му­чительный вопрос. Озвучили пе­чальную статистику по налоговым поступлениям в региональный бюджет и напомнили, что в дей­ствующем налоговом кодексе су­ществует понятие «консолидиро­ванная группа налогоплательщи­ков», и эти консолидированные компании, независимо от места регистрации головного офиса, должны платить налог на прибыль тем регионам, где существует их производство. Но денег от омско­го НПЗ город все равно не видит. ПОЧЕМУ?

Причина оказалась баналь­ной. В налоговом кодексе норма прописана, а в законодательстве НЕТ, поэтому на практике нало­говые отчисления многих консо­лидированных групп предпри­ятий и холдингов продолжают стекаться в «места прописки го­ловных компаний». Относится это и к «Газпромнефть-ОНПЗ».

Омские чиновники тогда пред­ложили закрепить на законода­тельном уровне порядок уплаты налога на прибыль именно по ме­сту производства продукции. И представители федерального министерства финансов тогда эту идею поддержали, даже назвали ее «перспективной». Правда, сро­ки внедрения не озвучили… обо­шлись удобным обещанием, что «такая система, ВЕРОЯТНО, будет внедрена». А воз, как говорится, и ныне там!

ДЕНЬГИ БУДУТ!

И вот Сергей Бабурин. Напи­сал письмо, в котором решени­ем правления «Омского земляче­ства» в Москве инициирует встре­чу председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера с ом­скими представителями власти – губернатором Виктором Назаро­вым и мэром Вячеславом Двора­ковским.

Письмо также адресовано премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.

Что в письме? Прежде всего, беспокойство о том, что омскому региону все сложнее справлять­ся с растущими расходными обя­зательствами и (цитирую) «одной из важнейших мер в части реше­ния этой проблемы с участием деятельности нефтеперерабатывающих заводов является отказ от процессинга». Бабурин отме­тил, что «практически все НПЗ от­расли начиная с ­90-х годов функ­ционируют в составе вертикальноинтегрированных нефтяных компаний и осуществляют свою деятельность именно по закрытой давальческой схеме – процессингу (внутреннему толлингу). Но от этой схемы пора отказаться, посколь­ку это позволит на порядок уве­личить объемы доходов и прибы­ли на НПЗ и создаст возможность оставлять ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ часть налогов в регионе без экономиче­ских потерь РФ». При этом предсе­датель «Омского землячества» осо­бо подчеркнул, что отказ от про­цессинговых схем НЕ ­ПОТРЕБУЕТ никаких дополнительных финан­совых вливаний в регион. И в до­казательство своих слов привел опыт работы ПАО «Лукойл». Ком­пания еще в 2005 году перешла на беспроцессинговую работу сво­их дочерних предприятий, демон­стрируя при этом высокие экономические показатели.

ВОЕВАТЬ ПРИДЕТСЯ ТОЛЬКО С МИНФИНОМ…

В телефонном разговоре с «БК», от­вечая на вопрос «Неужели вы все еще верите в то, что налоги ОНПЗ реально вернуть в бюджет реги­она?», Сергей Бабурин отметил, что идею отмены процессинговых схем по переработке нефти на рос­сийских НПЗ уже многие годы лоб­бирует Ассоциация нефтеперера­ботчиков и нефтехимиков России, которую возглавляет экс-директор омского нефтезавода Виктор Ря­бов. И на сегодняшний день ини­циативу поддержали Совет Феде­рации РФ, Государственная Дума, минэнерго России и минрегион­ развития. Решение вопроса засто­порилось лишь на уровне прави­тельства.

«Наша задача – сделать «Газ­пром» союзником в этом вопро­се. И, думаю, у нас это получит­ся. Не сомневаюсь, что они заинтересованы в том, чтобы была стабильность в работе компании и не было расхождений в рабо­те «дочек» в отдельных регионах. Воевать придется только с мин­фином. Потому что существуют определенные формулы перерас­пределения налогов, и эти форму­лы, к сожалению, разные во всех регионах. К примеру, в Новоси­бирске налог с дохода на прибыль больше, чем в Омской области. По­чему? Потому что нынешнее руко­водство унаследовало именно та­кую схему. В итоге что получается: омский нефтезавод – одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в структуре «Газпро­ма» – ежегодно получает прибыль 32 млрд рублей. Из них в Омск в виде налогов возвращается все­го 3 млрд рублей. Это очень мало. И мы видим и предлагаем впол­не реальное решение этой острой проблемы. Дело остается за малым: собрать за столом переговоров всех заинтересованных лиц и при­нять правильное решение. Я уже проинформировал мэра и главу региона. Двораковский полностью поддержал инициативу и озвучил свою готовность выехать на такую встречу в любое время. А вот от На­зарова получил через представите­ля лишь уведомление, что он при­нял к сведению. Но это и понятно: для него эта тема щекотливая, ему приходится аккуратнее работать с «Газпромом».

СПРАВКА:

Опыт компании «Лукойл» доказал, что беспроцессинговая схема выгодна и для компаний, и для региона, поскольку ведет не только к более справедливому перераспределению налоговой нагрузки между регионами, но и к повышению прозрачности бизнеса. В чем суть процессинга в нефтепереработке? Нефть материнской компании перерабатывает ее «дочка» и возвращает собственнику сырья готовые нефтепродукты, получая плату за свои услуги. При отсутствии процессинга завод сам покупает нефть у компании, сам же ее перерабатывает и продает готовое топливо. Прибыль завода, получающего плату за процессинг, в десять раз ниже, чем доход предприятия, которое само закупает нефть и продает нефтепродукты. Ведь в первом случае завод оказывает лишь услугу компании, и она платит налоги с продажи нефтепродуктов централизованно. А значит, эти средства поступают в бюджет региона, где зарегистрированы крупные нефтяные структуры.

Текст: Ирина Леонова

Источник: БИЗНЕС КУРС № 41, 28 октября 2015 г

Поделиться:

НОВОСТИ

Больше новостей нет

Желаете присоединиться к сообществу?

Оставьте свои контактные данные, мы свяжемся с вами и подробно проконсультируем
Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных