Строчку «Заря не зря, и я не зря» в Омске знают почти все. Она появилась на заборах города, потом — в «Птичьей гавани», на значках, в кофейне, и даже в нашумевшем сериале «Год культуры». Но за этой яркой фразой стоит имя поэта, чья жизнь была далека от глянца и признания — Аркадий Кутилов.
Он родился 30 мая 1940 года, детство провёл в селе Бражниково Омской области. С юности писал стихи — о природе, о жизни, о любви. Его «таёжная лирика» была полна боли за всё живое. Но чем старше становился поэт, тем сложнее складывалась его судьба.
После трагического эпизода в армии, где от отравления погибли его сослуживцы, Кутилов замкнулся в себе, начал пить. Разгульный образ жизни, бродяжничество, ночёвки на чердаках и в теплотрассах стали его реальностью. Он писал на клочках бумаги, на оборотах квитанций, даже на страницах паспорта. Его почти не печатали. Официальные круги сторонились — считали неудобным, скандальным, слишком непредсказуемым.
Но были и те, кто видел в нём настоящий поэтический дар. Евгений Евтушенко называл Аркадия большим русским поэтом и включил стихи Кутилова в переводе на английский включены в академическую антологию «Русская поэзия ХХ века» (Лондон).
В 1985 году Аркадия Кутилова нашли мёртвым на лавочке в сквере у ОмГУПСа. Его похоронили в общей могиле. Спустя годы друзья нашли место захоронения, и усилиями неравнодушных там появился памятник. Сегодня он «сидит» на той самой лавке, где завершился его путь.
Стихи Кутилова звучат искренне и пронзительно. В них — жизнь без прикрас. А строчка «Заря не зря, и я не зря» стала символом того, что даже в самой непростой судьбе может быть смысл.