Продовольственная корзина в Омской области останется самой дешевой – Минсельхозпрод
Участники круглого стола на тему продовольственной безопасности региона сошлись во мнении, что омичи проживут и без «ножек Буша», и без европейских овощей-фруктов.
В пресс-центре РИА «Омск-Информ» прошёл круглый стол на актуальную тему: «Продовольственная безопасность региона. Сможем ли выжить без европейских яблок, американских окороков и Бурбона?»
7 августа Россия ввела эмбарго на ряд продовольственных товаров из Европы и Америки. Торговля и местные производители на санкции отреагировали по-разному. А тема продовольственной безопасности России и регионов стала топовой в СМИ.
Чтобы понять, насколько Омский регион самодостаточен в плане обеспечения продовольствием, за круглым столом собрались: зам министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай ДРАНКОВИЧ, начальники отделов управления Россельхознадзора Алексей ХАРИН и Лариса ЧЕРНЫШЕВА, зам начальника отдела Роспотребнадзора по Омской области Марина БОЙКО, директор по управлению маркетингом ООО «Ястро» Михаил ДОРОХОВ, арбитражный управляющий Иван НАЗАРОВ, глава фермерского хозяйства Андрей БЕККЕР, исполнительный директор Ассоциации кулинаров Омска Анастасия ТРОФИМОВА.
Куры начали дорожать до 7 августа
Разговор о продовольственной безопасности Омской области начался с цен на кур. Все виды продукции из мяса птицы подорожали и довольно резко. Однако на ремарку модератора круглого стола по этому поводу, зам министра сельского хозяйства и продовольствия Николай Дранкович неожиданно парировал:
— Не в те магазины ходите!
Однако все-таки признал факт роста цен на мясо птицы.
— Куры начали расти в цене не с 7 августа, а раньше. Дорожает не только курятина, но и рыба.
Зам министра сельского хозяйства и продовольствия, тем не менее, подчеркнул, что Омская область всегда была сильна как аграрная, ведущая в России по этому направлению.
К примеру, в 2013 году мы были пятыми в России по производству зерна, девятыми по производству мяса и одиннадцатыми по производству молока.
Сам собой напрашивается вывод, что регион наш вполне самодостаточный в плане производства продовольствия.
— Мяса вывозим в 1,7 раза больше, чем потребляем внутри. – Заверил чиновник и кивнул на представителей Россельзознадзора. – Коллеги подтвердят.
Цены на продукты питания, а этот список расширен до 1700 наименований, то есть не ограничивается «санкционным набором», ежедневно мониторится специалистами Росстата. Под контроль попадают фактически вся торговля, начиная с федеральных сетей и заканчивая сельпо.
— И когда все сводишь, среднеарифметическое повышение цен, оно не большое. – Уверен Дранкович. — Могу подтвердить, что 530 предприятий выпускают продукты питания в Омской области. По итогам 7 месяцев мы меньше стали производить только напитков и мороженого. Овощной продукции у нас больше стало производиться.
Минсельхозпрод следит за наполняемостью рынка. Если прослеживается дефицит каких-то товаров, то за этим следует «мобилизация» местных сельхозтоваропроизводителей.
За ростом цен следит также рабочая группа под председательством министра экономики региона Александра Третьякова.
А на днях минсельхозпрод собирал переработчиков молочной и мясной продукции. Речь на совещании шла о недопущении необоснованного роста цен. То есть обоснованный рост цен, он неизбежен. Рост тарифов, сезонные обстоятельства… Куриное яйцо совершенно точно подорожает к ноябрю, сообщил зам министра.
От также выразил недоумение по поводу роста цен на свежую капусту в ряде омских магазинов – до 18 процентов. Объективных причин для этого нет, на Черлакской оптовке почти вся плодоовощная продукция, напротив, дешевеет. За исключением разве что абрикосов, сезон которых заканчивается, и чеснока. Почему подорожал чеснок чиновник и сам не понимает.
Николай Дранкович не забыл упомянуть, что в регионе строится сразу три крупных логистических центра – в Дружино, Верхнем Карбуше и Калачинском районе. Это, безусловно, важный момент. Ведь урожай мало вырастить и завезти, его еще и сохранить необходимо.
Еще зам министра рассказал о том, что на 4-х местных молочных производствах занимаются сушкой молока. Это чтобы заместить сухое молоко из Литвы. Николай Дранкович, правда, не уточнил, что именно с этим сухим молоком будут делать зимой. По существующим правилам сухое молоко не должно добавляться в питьевое. Впрочем, сухое молоко широко применяется для производства иной продукции молкомбинатов.
Если молоко и овощи хранить – не проблема, с мясом ситуация сложнее. Мясокомбинат ГК «Титан» еще не заработал. Отпуск мяса на рынок в начале августа прекратил «Омский бекон». Теперь все сырье используется для переработки на Калачинском мясокомбинате, являющемся частью производственного холдинга.
По мнению Николая Дранковича, эту нишу на рынках должны занять фермеры. Хотя никто не отменял регламент Таможенного союза, который предписывает промзабой и запрещает это делать в своем дворе.
Как бы то ни было, в минувшие выходные, по данным минсельхозпрода, более 60 процентов мяса на рынках Омска продавалось именно с крестьянских подворий.
Чиновник также удивился тому, что через Омск проходило нереальное количество куриных окорочков. По всей видимости, Омск являлся неким перевалочным пунктом для «ножек Буша». Их хорошо перекупали предприниматели из Тюменской и Новосибирской областей. Еще недавно через Омск проходило до 200 тонн такой продукции с сутки.
…хорошо забытое старое
Иван Назаров, ныне арбитражный управляющий и член аграрной комиссии, а ранее директор совхоза «Сибиряк» Русско-Полянского района рассказал об опыте регулирования продовольственного рынка.
Если кто не в курсе, напомним, что во времена СССР на рынках Омска было самое дешевое мясо в стране. Максимальная цена была 3,5 рубля за кг. В некоторых областях в те же годы мясо стоило до 8 руб/кг. При средней зарплате в 120 рублей. Омская область входила в пятерку с самым развитым АПК. Иван Назаров раскрыл секрет, почему цена на мясо сохранялась в таких пределах.
— Просто держался запас мяса, — рассказал Иван Назаров, — в холодильниках. Были осведомители на рынках, и если мясо дорожало, производился вброс из запаса.
Если цена начинала расти – то 15-20 тонн на рынки привозилось.
Все, что производилось в колхозах, государством изымалось. А Сергей Иосифович Манякин заставил каждое крупное предприятие держать свое подсобное хозяйство. И мясо, выращенное в таких хозяйтсвах, реализовалось по 1,5 рубля своим сотрудникам, поставлялось в заводские столовые.
На сетевиков управа есть
Понятно, что времена СССР не вернешь. Рынок есть рынок. Тем не менее, рычаги воздействия на торговлю имеются. И на региональном и на федеральном уровнях есть рабочие группы, которые воздействуют на торговые сети и на производителей. Николай Дранкович хоть и избежал конкретики, но все же заверил, что ФАС занимается некоторыми хозяйствующими субъектами, допустившими рост цен на продовольствие в короткий период белее чем на 5%. Подобными случаями занимается помимо антимонопольной службы, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, прокуратура.
Чиновник привел пример, что на днях достигнуто соглашение с «Ашаном» и «Лентой». Хотя признал, что с сетевиками сложно договариваться. Если производителей и переработчиков Минсельхозпрод субсидирует, то сетевики лишь находятся в одном с нами правовом поле и пользуются, к примеру, местной землей.
Цены сдержит конкуренция
Глава крестьянско-фермерского хозяйства Андрей Беккер заверил, что цены на собственную продукцию он не повышал и делать это не собирается. Он признался, что не знает, что такое фуа-гра, потому что его бабушка называла подобный продукт «потрошками».
— На продуктовом рынке очень большая конкуренция, об этом не забывайте, пожалуйста. – Напомнил Андрей Беккер, — где очень много торговых точек, цену поднять невозможно. Цены сможет сдержать не ФАС, а здоровая конкуренция.
Мы окружили себя крупными торговыми комплексами, а им нужно сразу большое количество товара. Мелкого производителя надо поддерживать.
Омский фермер также призвал «не трогать бабок», (имеются в виду садоводы) пусть сидят, торгуют, считает он. А их никто особо и не трогает. Потому что тот же Роспотребнадзор несанкционированной торговлей вообще не занимается, а полиции не до бабок.
Кстати сегодня для садоводов на рынках города оборудовано 400 бесплатных мест.
Что касается темы конкуренции, Николай Дранкович напомнил, что в Азовском районе строится птицефабрика, которая запустится до конца года. По мощностям она сопоставима с Сибирской птицефабрикой. А последняя, возможно, как раз и повысила цены на свою продукцию необоснованно.
«В душе тоска, вокруг – Китай…»
Китай нам в помощь, как говорится. Часть выпавшей западной продукции возместит Поднебесная. Любопытно, что у Роспотребнадзора к китайским продуктам претензий в последнее время не было. Вот к Турции были, ко многим товарам с Запада – да. И даже к местным китайцам, которые выращивают овощи в теплицах, претензий тоже нет. За прошлый год ни одного нестандартного овоща не было обнаружено контролирующими органами.
— За два года узнали, как их всех зовут и где они находятся. – Подтвердил правоту санврачей зам министра Николай Дранкович. — Согласен с коллегами – там сверхъестественного ничего не происходит, чисто крестьянский подход. Громадный тяжелейший труд. Ручной. Китайцы большие работяги. Один китаец обслуживает теплицу 20 на 60 метров. Это ж четверым россиянам не справиться!
Сыр ROKLER готов заменить иностранные сыры
Продукцию омской компании «Ястро» знает каждый житель нашего города. Ведь, самый известный сыр, который тут производят, называется «Омичка». А билборды торговой марки ROKLER – буквально по всему городу. Многие уже успели распробовать и полюбить эту качественную продукцию, которая выпускается в удобной упаковке – в ванночках, треугольниках, ломтиках и брикетах.
— Мы занимаем пятую позицию на рынке плавленых сыров в России, — рассказал на круглом столе директор по управлению маркетингом ООО «Ястро» Михаил Дорохов, — имеем широкую географию поставок от Калининграда до Дальнего Востока. Наши самые известные торговые марки это Rokler, «Омичка», «Жинкина крынка».
Для части нашей продукции мы закупаем иностранное сырье.
Речь идет о сычужном казеине. Молочный белок (казеин) – это уникальное сырье, которое не производится в РФ. Молочный белок не попал под санкции. Мы можем ввозить его без ограничений.
Второй вид импортируемого сырья – это сыр Чеддер. Этот сыр мы используем при производстве плавленого сыра ROKLER для придания ему особого вкуса, сырного Купажа. Данное сырье попало под ограничения. В настоящий момент мы ищем поставщиков, которые гарантируют нам своевременные поставки данного сырья. Скорее всего, будем работать с производителями из стран Латинской Америки. У нас достаточно запасов данного сыра, чтобы обеспечить возросший спрос. Вкус и качество останутся на высоком уровне.
Сухое молоко нам поставляет Тюкалинский молочный комбинат, и с ним проблем не будет.
Михаил Дорохов отметил, что сейчас очень важно, чтобы переработчики сумели переориентировать свои производственные планы, обеспечили логистику сырья и готовой продукции. От того, насколько мобильно переориентируются производители, собственно и зависит успех.
— Мы в оперативном режиме меняем планы закупок и ведем работу в том направлении, чтобы не допустить дефицита, – добавил Дорохов.
Латинская Америка завалит нас продуктами?
Начальник отдела госветнадзора на границе РФ и на транспорте управления Россельхознадзора по Омской области Алексей Харин рассказал, что, начиная с 2000-х годов, его ведомством ведется расширение географии поставок.
Импорт животноводческой продукции занимали США и Европа до середины 2000-х годов, после чего появились производители из Латинской Америки. Благодаря этому удалось снизить цены на мясо и рыбу.
При этом качество не пострадало.
Сегодня мы открыты для поставок из Латинской Америки, которая готова наши рынки заполнить мясом. То есть дефицита импорта не будет, его фактически нет. Россельхознадзор только за последние дни «открыл» 50 предприятий Бразилии. Ведутся переговоры с Мексикой, Чили…
— Импорта гораздо больше, чем мы можем взять. – Уверен представитель Россельхознадзора.
На общепите санкции не скажутся?
Мнение Ассоциации омских кулинаров высказала Анастасия Трофимова.
— Буквально вчера этот вопрос обсуждали в своем сообществе, все говорят, что никак не ощутили санкции. У большинства есть запас, которого хватит надолго. Торговый центр, например, рыбу теперь закупает в Чили, Новозеландии.
Омские рестораторы, по заявлению общественницы, цены резко повышать не намерены.
Отметим, что это мнение идет вразрез утверждений одного из поставщиков деликатесов для ресторанов Омска. По его прогнозам, дефицита не будет, но повышение цен на деликатесы могут достичь 50%.
В заключение Минсельхозпрод в лице Николая Дранковича заверил, что как бы там не развивалась ситуация на продовольственном рынке, в Омской области была и останется одна из самых дешевых продуктовых корзин в стране. Его неожиданно поддержал Иван Назаров, который не прогнозирует потрясений. Цены могут колебаться, но, в конце концов, выровняются.
Подготовила Ольга Ложникова
Фото Светланы Саликовой