На чьей стороне «российский капитал»? Противостояние «Россия-Запад»
В предыдущей статье я уже говорил, что против России может быть объявлена масштабная экономическая война. Я не разделяю оценки тех оптимистов, которые полагают, что «этого не может быть, потому что этого не может быть». Предварительный анализ международной инвестиционной позиции РФ опровергает такую шапкозакидательскую позицию. Он показал, что мы слишком выдвинулись вперед: наши зарубежные активы существенно превышали (по состоянию на 1 января 2014 г.) наши обязательства перед нерезидентами (т.е. иностранные активы в России). Случись серьезная экономическая война, Россия окажется в чистом проигрыше. На начало текущего года вероятность масштабных экономических санкций Вашингтона против России была очень высока. Казалось бы, надо действовать, срочно исправлять перекосы международной инвестиционной позиции. Во-первых, сворачивая наши зарубежные активы, во-вторых, переводя часть зарубежных активов в более безопасные финансовые инструменты, а также изменяя географию размещения этих активов.
Частный капитал ускорил свое бегство на территорию противника
Мы уже можем сделать некоторые выводы о том, как менялась инвестиционная позиция России в обстановке резкого усиления международной напряженности, поскольку недавно Банк России опубликовал данные о платежном балансе РФ за первое полугодие 2014 года. Ниже привожу фрагмент платежного баланса, отражающий движение частного капитала по банковскому сектору и прочим секторам (табл. 1).
Как видно из табл. 1, в первом полугодии 2014 года наблюдался масштабный отток капитала из экономики России. Справедливости ради следует признать, что и в прошлом году имел место чистый отток капитала из России. В прошлом году можно было списывать его на неблагоприятную экономическую и финансовую конъюнктуру. В качестве объяснения, в частности, назывался такой фактор, как ожидаемое сворачивание программы количественных смягчений США.
В то же время уже в самом начале 2014 года стало очевидно, что против России может быть развязана экономическая война в связи с событиями на Украине. Поэтому можно было бы ожидать какой-то реакции со стороны российских и иностранных инвесторов. Реакции, которая неизбежно отразилась бы на платежном балансе и международной инвестиционной позиции России. Реакция иностранных инвесторов была вполне логичной: они затормозили прирост своих активов в российской экономике. А в банковском секторе иностранные инвесторы за первое полугодие даже сократили свои активы на 10 млрд долларов.
А вот российские инвесторы в условиях надвигающейся экономической войны активизировали экспорт капитала. Превышение вывоза капитала над его импортом в рамках частного сектора российской экономики – хроническое состояние. Мы уже к нему стали привыкать, хотя вещь эта ужасная – обескровливание национальной экономики. Вот данные Банка России о величине чистого вывоза капитала частным сектором российской экономики за последние годы (млрд долл.):
2008 г. – 133,6
2009 г. – 57,5
2010 г. – 30,8
2011 г. – 81,4
2012 г. – 53,9
2013 г. – 59,7
За шестилетний период чистый вывоз капитала в рамках частного сектора составил 417 млрд долларов. Неслабо! Это равняется всем нашим сегодняшним валютным резервам РФ. Так вот, как следует из табл. 1, за первое полугодие 2014 года суммарный чистый прирост зарубежных активов частного сектора российской экономики оценивается уже почти в 70 млрд долларов. На годовой основе получается около 140 млрд долларов. Может быть превзойден рекорд 2008 года, но тогда грандиозные масштабы чистого оттока капитала были обусловлены острым финансовым кризисом. Сегодня, слава богу, такого кризиса нет. И тем не менее частный капитал уходит в ту сторону, откуда исходит угроза экономической войны против России. Мне трудно сказать, на что рассчитывает частный капитал, но это, как говорится, «медицинский факт». Наблюдается процесс, обратный тому, который нужен для подготовки России к эффективному противостоянию Западу в экономической войне. А правительство (чуть не сказал «наше») с невозмутимым спокойствием наблюдает за этим процессом.
Целесообразно также сделать оценку сводного сальдо финансовых операций РФ. Для этого необходимо учесть позицию платежного баланса «Ошибки и пропуски». За ней обычно скрывается нелегальный вывоз капитала. За первую половину нынешнего года по этому каналу из страны утекло 6,6 млрд долларов (табл. 2).
С учетом этой позиции банки и предприятия вывели из страны в первом полугодии 76,4 млрд долларов. Следовательно, на годовой основе чистый отток частного капитала может составить более 150 млрд долларов.
Кстати, говоря о бегстве капитала из России, нельзя недооценивать роль такого канала, как трансграничные операции физических лиц (резидентов и нерезидентов). Сальдо этих операций постоянно отрицательное, то есть туда денег физических лиц уводится гораздо больше, чем их вводится в Россию.
Из табл. 2 видно, что наблюдается тенденция нарастания чистого оттока денежных средств физических лиц из России. В первом квартале величина сальдо трансграничных денежных операций физических лиц обычно минимальная по сравнению с другими кварталами. Однако в 1-м квартале 2014 года сальдо оттока было рекордно высоким – почти 12 млрд долларов. При этом особенно возросло сальдо трансграничных операций с дальним зарубежьем, куда обычно выводятся капиталы физических лиц для последующего размещения в различных зарубежных активах (банковские счета, ценные бумаги, недвижимость и т.п.). Трансграничные операции со странами СНГ – преимущественно перевод денег, заработанных трудовыми мигрантами в России, которые впоследствии используются для личного потребления. Если отталкиваться от показателей первого квартала 2014 года, то можно ожидать, что в нынешнем году чистый отток денежных средств физических лиц из России окажется максимальным за всю историю страны. А именно: не менее 50 млрд долларов в целом и не менее 40 млрд долларов по операциям с дальним зарубежьем.
О золотовалютных резервах России
Зарубежные активы РФ складываются не только из активов банков и предприятий. На начало 2014 года 42,3% зарубежных активов приходилось на международные резервы Банка России. Как видно из табл. 3, Банк России проводил в первом полугодии сворачивание международных резервов. За первое полугодие их объем сократился на 37,7 млрд долларов. По отношению к сумме резервов на начало года сокращение составило 8%. Темпы сворачивания валютных резервов явно недостаточные. А в целом сальдо платежного баланса по разделу финансовых операций за первое полугодие составило минус 38,7 млрд долларов. В переводе на язык экономической войны это означает, что за полгода наши потенциальные потери в этой войне возросли почти на четыре десятка миллиардов долларов!
Впрочем, в условиях экономической войны страна не может оставаться без валютных резервов. Необходим какой-то «неприкосновенный запас». У нас валютные резервы до сих пор выполняли функцию «денежной базы» для эмиссии рублей и использовались как средство проведения «валютных интервенций» для поддержания курса рубля. В чрезвычайных условиях резервы должны стать «стратегическим резервом», выполнять иные функции, прежде всего, использоваться для закупок на мировом рынке жизненно необходимых товаров. Такие резервы должны быть максимально защищены от противника. Необходим радикальный пересмотр структуры валютных резервов с точки зрения видов валют, финансовых инструментов и географии. Банк России опубликовал следующие данные о структуре международных резервов РФ на середину нынешнего года (табл. 3).
Как видно из табл. 3, за первое полугодие 2014 г. Центральный банк РФ в валютных резервах снизил долю ценных бумаг с 75,7% до 72,0%. Доля наличной валюты и депозитов выросла с 13,0% до 15,6%. В принципе тенденции изменения структуры международных резервов РФ с точки зрения основных видов инструментов позитивные. Ценные бумаги – инструмент, достаточно уязвимый в условиях экономической войны. Они депонированы в западных банках, находящихся под контролем Вашингтона. Наличная валюта и банковские депозиты – несколько менее рискованные инструменты, но лишь при грамотном выборе банков и депозитариев. Они должны находиться вне сферы контроля со стороны Вашингтона. В любом случае желательно, чтобы валютные резервы Банка России не размещались в казначейских бумагах США и на счетах американских банков.
Наиболее проверенным и безопасным в условиях экономических войн является золото. В физическом выражении запас монетарного золота в международных резервах РФ вырос за полгода с 33,3 до 35,2 млн тройских унций, то есть на 5,8%. Доля золота за указанный период возросла с 7,8% до 9,7%. Однако это все еще очень низкий показатель. Для сравнения: в международных резервах стран ЕС этот показатель в среднем составляет около 50%. Прирост золотого запаса Банка России, по данным его годового отчета, в 2013 году составил 80 тонн, практически весь прирост был обеспечен за счет металла, добытого в России. Между тем объем российской добычи в указанном году составил 254 тонны. По нашим подсчетам, если бы Банк России закупал 100% внутренней добычи золота начиная с середины прошлого десятилетия, то золотые резервы РФ были бы равны как минимум 2000 тоннам (на начало нынешнего года эти резервы немного превысили 1000 т). Напомню, что в 2005 году в Магадане президент РФ В. Путин проводил совещание по вопросу развития золотодобычи. Тогда же была поставлена задача превращения отечественной золотодобычи в «валютный цех» страны. Конкретно Банку России было предложено рассмотреть возможность 100-процентной закупки продукции отечественной золотодобычи. Банк России это поручение президента фактически саботировал. Этот саботаж продолжается даже в условиях предвоенной обстановки.
Война на носу, а программы экономической мобилизации нет
Сделаем некоторые выводы и предложения.
1. Позиции России, в том числе ее банковского сектора, в ожидаемой экономической войне Запада достаточно уязвимы (вопреки оптимистическим настроениям в наших СМИ).
2. Более того, даже в 2014 году, когда угроза экономической войны была уже очевидна, уязвимость России продолжала возрастать. Так называемый российский капитал резко активизировал свое бегство из страны за рубеж. Фактор угрозы экономической войны работает на обескровливание российской экономики.
3. Анализ данных Банка России за первое полугодие 2014 года показывает, что наши денежные власти (ЦБ и минфин) реагируют на угрозы экономической войны крайне вяло. По сути дела, занимаются имитацией практических шагов. Никаких конкретных полномасштабных программ подготовки нашей финансово-банковской системы к условиям экономических санкций денежные власти не предлагают.
4. С учетом этого необходимо срочно разработать такую программу. Вероятно, такая разработка возможна с помощью тех специалистов и экспертов, которые не связаны никакими интересами с нынешними денежными властями РФ.
5. При разработке программы исходить из того, что нам нужна финансово-банковская система (ФБС), которая готова обеспечить наше противодействие Западу не только в экономической войне, но также и в «горячей» войне. То есть это должна быть ФБС, которая будет составной частью экономической модели мобилизационного типа.
6. В предварительном порядке следует отметить, что такая программа должна в обязательном порядке включать следующие направления:
– срочные меры по ликвидации офшорного характера нашей экономики (включая банковский сектор);
– комплекс мероприятий по возвращению зарубежных активов в российскую экономику и/или переводу этих активов в безопасные зоны;
– введение ограничений и запретов на трансграничные операции с капиталом;
– ограничение присутствия иностранного капитала в российской экономике (особенно в банковском секторе);
– перестройка механизма денежной эмиссии (выпуск рублей не под валютные резервы, а под потребности национальной экономики);
– создание централизованного государственного валютного резерва (выведение валютных резервов из-под контроля ЦБ, изменение статуса и целевого назначения валютного резерва);
– переход к государственной валютной монополии (все операции с валютой осуществляет государство в лице уполномоченных правительством банков и организаций).
В.Ю. Катасонов,
проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Источник: Советская Россия от 23 августа 2014 года