Владимир КОМПАНЕЙЩИКОВ: «Сейчас необходимы действия, помогающие улучшить жизнь в стране»
«Омск-Информ» позавтракал с руководителем аппарата губернатора Омской области, зампредом правительства региона Владимиром Компанейщиковым.
– Владимир Борисович, какого вы придерживаетесь режима питания? Какие блюда любимы с детства?
– Я родился в семье военнослужащего в Праге, но прожили мы там недолго. Потом, в детстве, приходилось жить в таких местах, где хлеб можно было купить только в вагоне-ресторане проходящего поезда Москва – Пекин. Собственно говоря, изысков не было, ели то, что, как тогда говорили, удавалось «достать» маме. В военных городках ничего своего не было, только привозное. Точно помню, что даже лимонад пил и мороженое ел только, когда ездили в отпуск к бабушкам и дедушкам. Возможно, поэтому к еде с тех пор и сложился утилитарный подход. Я не сибаритствую, гурманом себя не чувствую.
В силу занятости, утром – чашка кофе, обедаю в течение 10–15 минут, времени на выбор блюд нет, главное, восполнить запас энергии. Это еще со студенческих времен сложилось. Учился на двух факультетах, до обеда на одном, после обеда на другом. Приходил домой и все положенное за ужином съедал.
Наша справка
Владимир Компанейщиков родился 2 апреля 1972 года в Праге. В 1994 году окончил физический факультет ОмГУ и одновременно факультет переподготовки по специальности «Маркетинг». Служил в Управлении ФСБ, затем работал в «СБС-АГРО» и параллельно учился в Омской банковской школе ЦБ РФ, которую окончил в 1998 году. В 2000 году ушел во вновь созданное Агентство жилищного строительства на должность начальника отдела, затем стал заместителем директора. В феврале 2001 года возглавил новую структуру – Омскую региональную ипотечную корпорацию.
В 2004 году занялся организацией и возглавил ОАО «Омское ипотечное агентство». В июле 2009 года стал руководителем Западно-Сибирского филиала ООО «Сбербанк Капитал». С ноября 2010 года по ноябрь 2011-го – вице-президент «Банка Жилищного Финансирования» (ЗАО «Банк ЖилФинанс»). С мая 2012 года – директор проектов департамента ПСС 2.0 Сбербанка России.
С мая 2013 года – директор по развитию бизнес-систем ОАО «Омскнефтехимпроект». С 18 ноября 2013 года – руководитель аппарата губернатора Омской области и параллельно с 11 июля 2014 года – заместитель председателя правительства Омской области.Женат, двое детей.
– Могу суп приготовить, любой, когда-то маме на день рождения мог испечь торт.
– Рецептом фирменного блюда поделитесь, пожалуйста.
– Мясо могу приготовить… Рецепт хорошего мяса – это купить хорошее мясо и минимально его испортить. Стараюсь стейк пожарить с кровью.
– А где хорошее мясо покупаете?
– Есть мясные лавки, где можно купить свежие качественные продукты.
– Рыбачите?
– В детстве неплохо рыбачил.
– Чиновники вашего уровня, как правило, охотники…
– Стараюсь не попадать под влияние модных трендов. Да, есть определенный стереотип. Но это не мое. Есть увлечение гораздо круче, с точки зрения получения адреналина, – это дайвинг. Нырял в Красном море, Индийском океане, видел много рыб, акул, затонувшие корабли.
– Трофеев навезли?
– Так ведь кодекс дайверов говорит о том, что со дна никогда ничего нельзя брать с собой, чтобы не нарушать экосистему.
– Что запомнилось из зарубежных поездок в плане кухни?
– Самой для меня приятной показалась северо-итальянская кухня. Это очень интересный микст австрийско-немецкой и итальянской кухни. Чисто итальянская кухня слишком проста. А под влиянием австрийской и немецкой – интересное сочетание получается.
Путешествовал вдали от туристических троп, «дикарем», бронировал отели, брал машину напрокат. Была бы возможность, объездил бы весь мир. Но сейчас и зарплата далеко не сбербанковская, и вообще зарубежные поездки, увы, «накрылись медным тазом» из-за курса валют.
– Отдыхаете в омских ресторанах?
– Почти нет. Хотя, наверное, и здесь есть интересные рестораны. В Москве и Питере немало ресторанов с демократичным средним чеком, но при этом очень атмосферных. В Омске таких заведений не хватает.
– Где ваша семья закупается продуктами?
– Обычно это делаю я сам. Заезжаю вечером после работы в «Триумф», «НоваТор», закупаюсь на неделю.
– Представители местного Минсельхоза часто говорят, что едой мы сами себя можем обеспечить, но ведь вывозят и мясо тоннами, и зерно в соседние регионы, в Казахстан, не стоило ли «кубышечку» создать, интервенционный фонд и тот в этом году почему-то «отменили»?
– При всем нашем желании сформировать «кубышку» не получится. Потому что бизнес ищет, где выгоднее, и все принудительные меры просто не сработают. Репрессивные меры по отношению к бизнесу лишь ударят по экономике региона в целом. К конечном итоге важно и то, с каким настроением бизнес работает. А «пущать не пущать» нынче не получится, да и не нужно это никому.
Конечно же, стоят задачи по обеспечению продуктами своего региона, контроля над ценами и их сдерживания.
Надо принять все меры по поддержке сельхозпроизводителей. Чтобы селяне понимали, что они могут обеспечить свое выживание (у них, к сожалению, и речи нет о сверхдоходности) и при этом держать цены на таком уровне, чтобы те были доступны большинству населения.
Что касается зернового (интервенционного) фонда, его формировали в прошлые годы, чтобы поддержать сельхозпроизводителей. Государство закупало какую-то часть зерна, потому что на него рыночная цена была низкой. А те цены, которые сложились осенью прошлого года, были достаточно высокими. В данном случае важно бюджетные средства зря не потратить.
Запасы, кстати, в том фонде с прошлых лет лежат, и у производителей элеваторы не пустуют. Важно, что Омская область сохраняет самые дешевые цены на хлеб в Сибири.
– В сферу вашего влияния, входит координация вопросов внутренней политики, взаимодействия с муниципальными образованиями региона, политическими партиями и общественными организациями. Блок очень ответственный. По вашим ощущениям, насколько мы стабильны?
– Политика есть продолжение экономики. В задачах внутренней политики ключевая цель – обеспечение условий стабильного развития региона. В этом смысле главная задача – это консолидация элит вокруг тех целей, которые в равной степени будут разделяться как бизнесом, так и руководителями различных ветвей власти. Именно от стабильной политической ситуации зависит то, насколько привлекателен инвестиционный климат региона. Наличие резких противоречий в регионе для любого уровня инвестора часто является поводом для решения об отказе в финансовых вложениях.
Достаточно сложные были перипетии в последние несколько лет на политической карте региона, но, думаю, сейчас все прекрасно понимают, что «внутренние дрязги» нужно прекратить, чтобы сосредоточиться на развитии Омской области и России в целом, о чем говорил не так давно наш президент.
Хотя, конечно, существует некоторая инерция, в том числе в СМИ. Например, кто участвовал в «войнах» между городом и областью, не могут избавиться от определенных стереотипов. Но я знаю позицию губернатора, коллег, мы понимаем, что ситуация сложная и сваливать какие-то проблемы на муниципалитет категорически неприемлемо. Хотя, бывает, что где-то искрит, есть эмоции. Но все понимают, что только при консолидации областной и городской властей мы сможем обеспечить более-менее стабильное поддержание городского хозяйства.
– Что-то изменится в связи со сменой руководителя Главного управления информационной политики обладминистрации?
– Мы специально пригласили «варяга», подобрали человека, у которого нет старой «истории» отношений с журналистами, руководителями СМИ. Думаю, что будет выработан новый регламент общения с руководителями области. Когда журналисты губернатора хватают за фалды пиджака в коридоре и берут комментарии, такого, считаю, быть не должно. Это от нашей плохой работы. Нужно быть более открытыми, интересными для СМИ, вне зависимости от того, критикуют они нас или хвалят.
– Вы отслеживаете «политических» чудиков? Ну иногда возникают люди с «национальностью сибиряк», например, как на них власть реагирует?
– Есть целый ряд систем, отслеживающих политическую обстановку в регионе. Что касается «чудиков». Иногда то, что сильно расходится с нашим представлением о мире, воспринимается как чудоковатость. Конечно, есть крайности, но из всего надо стараться вычленять рациональное зерно. Вообще-то наш регион не очень пассионарный. Активности общественной, направленной на позитивное преобразование жизни в регионе, не так много, как хотелось бы. Но «причесывать» никого не стараемся. Другое дело, когда доходит до экстремистских высказываний.
– Люди в Омской области покидают села, а молодые и активные уезжают из региона, что-то можно сделать на уровне правительства, чтобы развернуть эту тенденцию?
– Да, мы говорим, что люди покидают Омск. Однако какой-то достоверной статистики на этот счет не существует, сколько и почему уехало, насовсем ли, кто вернулся назад. Это некий интернет-мем. Я вот, например, уезжал и вернулся с большей зарплаты, и здесь я не для того, чтобы какими-то проходящими проектами заниматься.
– У вас интересная биография. Вы в чиновники недавно пришли, как вам в этой сфере? Где работать проще и понятнее?
– Я специально не стремился к высокому статусу, который стараюсь не подчеркивать. Но если я что-то смогу в Омске сделать, то сделаю это в формате «делай что можешь, и будь что будет». Посмотрим, что получится. Ведь в конце жизни мы не имеем ничего, кроме своих итогов, и мне это не безразлично. Сейчас, на мой взгляд, время человека дела. Ведь даже неправильное решение, доведенное до конца, лучше, чем бездействие и бесконечные стоны в формате «все пропало». Сейчас необходимы быстрые и эффективные действия, которые могут улучшить жизнь в стране. И я верю в Омскую область.
Беседовала Ольга Ложникова